18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Раскрыта тайна самого популярного бисера XIX века

В течение многих лет в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР велось изучение исторического голубого бисера, результаты которого оказались неожиданными

Вышивка бисером — важная часть русской культуры с конца XVIII века и до 70–80-х годов XIX столетия. В Европе в это время бисерное шитье тоже было популярно, но там оно было досугом женщин среднего сословия, в отличие от России, где этим рукоделием увлекались дворянки и даже аристократки. Вещи, украшенные бисером, были обыденными в предметном окружении Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Тургенева и Толстого, они являются частью интерьера, в котором «живут» многие персонажи их произведений. В монастырях бисером часто вышивали оклады икон и образки с изображениями святых для паломников. Неудивительно, что даже в небольших краеведческих музеях среди предметов быта того времени всегда найдется несколько экспонатов с бисерной вышивкой.

«Мне трудно представить, как серьезно в то время люди относились к бисерным предметам! — говорит сотрудник лаборатории физико-химических исследований Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) Татьяна Юрьева. — Мужчины курили трубки с бисерными чубуками, носили деньги в портмоне с бисерными вставками, а у некоторых имелись и расшитые бисером подтяжки. Карандаши и стеклянные стаканы украшали бисерными чехольчиками. И даже такие мелочи, как подставки под цветочные горшки, выполнялись из бисера! На выставке в Историческом музее в 2016 году меня поразила обивка дивана, полностью вышитая бисером! Бисерным рукоделием увлекались все, и милые сердцу подарочки вышивали собственноручно и дарили близким ко всяким праздникам».

Для изготовления одного предмета использовали 20–30 сортов бисера; общее же количество сортов, отличающихся по размеру, цвету и виду (круглый, граненый, многослойный, прозрачный, мутный, непрозрачный и т. д.), превышало тысячу. Центром бисерного производства поначалу была Венеция, строго охранявшая рецептуру производства стекла. Однако в начале XVIII века мощную конкуренцию ей составила Богемия, где вместо соды, применявшейся в Мурано, использовали поташ (из древесной золы). И если легкоплавкое венецианское стекло обрабатывали в нагретом состоянии, то тугоплавкое богемское стекло можно было шлифовать в холодном виде и наносить на него грани. Начатое в России Михаилом Ломоносовым производство отечественного бисера после его смерти угасло, поэтому в России вышивали европейским бисером.

Даже в условиях бережного музейного хранения бисерная вышивка разрушается. Причем речь идет не только о ветшающей ткани основы и нитках, которые рвутся, но и о самих бисеринках. «Особенно сильно разрушается голубой бисер, очень популярный в 30-е годы XIX века и использовавшийся в качестве фонового цвета большинства вышивок, — рассказывает Татьяна Юрьева. — Этот вид бисера не только меняет цвет, но постепенно, в течение многих десятилетий покрывается трещинами и в конце концов рассыпается на мелкие обесцвеченные песчинки. Поэтому на бисерных вышивках часто можно наблюдать обширные области утраченного шитья». Для музейной вещи это катастрофа: или экспонат будет утрачен, или оригинальный бисер придется заменять на современный, отличающийся и размером, и цветовой гаммой.

В ГосНИИР проблемой занимаются уже давно: в 2012–2013 годах здесь были начаты исследования бисера двух самых разрушающихся видов: круглого голубого и красного граненого. Существует теория, что бисер «гибнет» в результате химических реакций, происходящих на поверхности стекла под воздействием атмосферной влаги, — по аналогии с витражами, посудным стеклом и стеклянными деталями оптических приборов. Но когда специалисты стали изучать голубой бисер с помощью лазерного конфокального микроскопа (который позволяет получить серии изображений на различных глубинах внутри образца) и электронного микроскопа, то обнаружили сеть внутренних трещин, проходящих через колонии крупных кристаллов. Это позволило предположить, что причины медленного разрушения бисера кроются не снаружи, а внутри, и источником их являются внутренние напряжения, вызванные кристаллами, образовавшимися при варке стекла.

Чтобы подробно изучить открытое явление, команда специалистов подала заявку на конкурс и в 2016 году выиграла трехлетний грант Российского научного фонда. Сотрудники Музея А.С.Пушкина, Государственного исторического музея, музея-усадьбы «Кусково», Литературного музея, Серпуховского музея охотно предоставили возможность подробно ознакомиться с бисерными коллекциями музеев. Изучали бисер разных сортов и видов: и разрушающийся, и стабильный — с предметов, реставрировавшихся в это время в ГосНИИР. Для исследования образцов был применен уникальный по полноте комплекс физико-химических методов. Как стало ясно в результате, обнаруженные ранее кристаллы вносят существенный вклад в разрушение голубого бисера, но виноваты не только они.

«В результате мы раскрыли тайну разрушения стеклянного бисера, — подводит итог Татьяна Юрьева. — Оказалось, что виной всему служит технология, которая в XIX веке позволила наладить массовое производство бисера. Производители стремились увеличить число цветов и оттенков, чтобы приблизить бисерную палитру к палитре художника. При этом важно было удешевлять производство и наращивать его объемы. В результате страдала стойкость стекла. Чем медленнее охлаждается стекло, тем оно плотнее и тем меньше в нем внутренних напряжений. Например, витражное стекло после варки медленно остывает и больше не нагревается, а бисерное стекло нагревается и остывает многократно, в последний раз — во время шлифовки в барабане. И никто не может поручиться, что для экономии времени мастера не ускоряли охлаждение бисера. При шлифовке шарики бисера частично размягчались, в наибольшей степени по краю внутреннего отверстия. Вокруг стеклянного ядра одной плотности формировалась корка стекла другой плотности, и на границе раздела между ними возникали большие механические напряжения. Такие напряжения неизбежно приводят к постепенному разрыву атомных связей в стекле и появлению микротрещин, которые медленно растут, образуют сетку. В конечном итоге бисер распадается на отдельные фрагменты».

Бисер из тугоплавкого стекла шлифовался почти без размягчения, поэтому внутренние напряжения в нем невелики и не приводят к образованию микротрещин. К такому типу относится стойкий черный или желтый бисер. Но чем ниже температура плавления стекла, из которого изготавливался бисер, тем более он подвержен медленному разрушению. В голубом бисере из легкоплавкого стекла к возникшим в процессе многократного нагрева и охлаждения внутренним напряжениям добавляются еще и напряжения, создаваемые колониями крупных кристаллов. Поэтому он разрушается быстрее всех остальных.

К сожалению, специалисты пока не знают, как противостоять этому разрушительному процессу и возможно ли вообще остановить его. Для того чтобы это понять, необходимы новые исследования, не менее сложные и разносторонние.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+