18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Три самые интересные выставки недели

Фотографии Аркадия Шайхета в Мультимедиа Арт Музее, наследие Обри Бердслея в ГМИИ им. Пушкина, неоклассицист Василий Шухаев в Московском музее современного искусства.

Оскар Уайльд и Обри Бердслей на рубеже XIX–ХХ веков были законодателями вкусов не только в Британии и континентальной Европе, но и в России. «Первейшая обязанность в жизни — быть столь артистичным, сколь это возможно. Какова вторая, еще никто не открыл», — эта фраза Уайльда стала девизом целого поколения, породив понятие «дендизм». А черно-белые стилизованные силуэты Бердслея определили внешние черты искусства модерна. На выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина — иллюстрации Бердслея к «Саломее» Уайльда (1894) и целый ряд других работ из музеев Великобритании. А чтобы наглядно продемонстрировать влияние Бердслея на русских художников в 1900-е, представлена графика художников круга «Мира искусства»: Леона Бакста, Александра Бенуа, Константина Сомова и других.

Аркадий Шайхет (1898–1959) — один из тех новаторов отечественной фотографии первой половины ХХ века, благодаря которым она сегодня считается мировой классикой. Фотографировать он стал с начала 1920-х и, будучи фотокором «Огонька», объездил всю страну, снимая трудовые подвиги и достижения СССР. Шайхет работал в жанре фоторепортажа, но все его кадры тщательно выстроены, он даже заставлял позировать своих героев, чтобы достичь нужного эффекта. Так он создал образы страны, которые воспринимаются теперь не как что-то мимолетное, зафиксированное камерой, а как мощнейшие символы эпохи. Наследие Шайхета огромно: он был трудоголиком и продолжал снимать даже в годы сталинских репрессий 1930-х, когда над ним сгустились тучи. На нынешней выставке в Мультимедиа Арт Музее, уже третьей (первые две охватывали 1920-е годы), представлено 100 фотографий как раз 1930-х годов и до 1941 года — как уже ставшие классикой («Экспресс», «Трактор и самолет», «Киевский вокзал»), так и совершенно неизвестные, отпечатанные с негативов из семейного архива специально к этому событию.

Василий Шухаев (1887–1973) — один из самых ярких представителей неоклассики в русском искусстве начала ХХ века, который остался верным принципам старых мастеров в эпоху, когда главным трендом был эксперимент. После учебы в Академии художеств в Петербурге Шухаев уехал на двухгодичную стажировку в Италию, где его неоклассическое кредо сформировалось окончательно. Там был написан, кстати, и его знаменитый автопортрет «Арлекин и Пьеро» (1914), совместно с другом и единомышленником Александром Яковлевым. Выставка в Московском музее современного искусства охватывает весь творческий путь художника: живопись и рисунки сангиной, эскизы к несохранившимся картинам итальянского периода, театральные эскизы и книжную графику. Помимо известных произведений из музейных собраний, там впервые представлены неизвестные или забытые работы.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+