18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Время покупать не выходя из дома

Во времена пандемии и всеобщей самоизоляции российские аукционные дома стараются не выбиться из графика торгов и сохранить прибыль

В стремительном порыве перехода на всеобщий онлайн и «удаленку» аукционы, как ни странно, оказались одними из самых подготовленных. Буквально спасительной для них в эти дни стала созданная в 2012 году платформа онлайн-торгов Bidspirit. В мире аукционов она как сервис Zoom, предназначенный для проведения интернет-конференций, который сейчас активно используют, чтобы организовать и деловые совещания, и дружеские вечеринки не выходя из дома.

Если поначалу российские аукционные дома отказывались от сотрудничества с Bidspirit и не особенно доверяли интернет-торгам, то примерно пять лет назад можно было заметить массовый переход в онлайн. Сейчас почти все отечественные торги транслируются в интернете, и оттуда поступает значительная доля ставок, причем подавляющее большинство устроителей пользуются именно Bidspirit. Так что и аукционные дома, и их клиенты оказались неплохо подготовлены к условиям изоляции, хотя наступивший «коронакризис», летящая в пропасть российская экономика, а также затрудненность просмотра работ вживую (предаукционные выставки закрыты, хотя большинство аукционных домов устраивают частные просмотры для заинтересованных покупателей), конечно же, скажем осторожно, усложняют работу отечественных аукционов и снижают продажи.

В субботу 28 марта, когда уже был установлен «режим нерабочих дней», но в Москве еще не ввели ограничения на передвижение по городу, сразу несколько столичных аукционных домов провели торги. Ежемесячный аукцион русского и западноевропейского искусства «Русской эмали» состоялся в штатном режиме, то есть очно, но с возможностью торговаться по телефону, заочными бидами и интернет-трансляцией, показав стабильные результаты — около 40% проданных лотов, что примерно соответствует показателям аналогичных торгов в январе и феврале. «Литфонд» и «Антиквариум» отказались от аукционов с публикой в зале «в связи с эпидемиологической ситуацией», ограничившись торгами онлайн. Впрочем, результаты тоже неплохие: «Литфонд» продал все лоты аукциона современного искусства, хотя цены более чем демократичные (старт всегда 1 руб., а самая дорогая работа — картина Александра Казакова «Отрыв» 2016 года — продана за 75 тыс. руб.); у «Антиквариума» на торгах «Редкие книги и автографы. Иконы. Живопись. Плакаты. Самиздат и неофициальное искусство» около 60% проданных лотов, в том числе миллионные цены (например, «Вид Красной площади» 1950-х годов Дмитрия Налбандяна ушел за 1,7 млн руб., а «Кашмирская певица» 1931 года Александра Яковлева — за 1,4 млн руб.).

Первого апреля в онлайн-формате состоялись очередные торги Global Russians аукционного дома Pioner & Co, опять же через Bidspirit. Устроители выбрали десять лотов, средства от продажи которых будут переданы в пользу проекта «Просто спросить о COVID-19» Фонда профилактики рака. Среди таких благотворительных лотов — фотография императора Николая II, работы Маревны, портреты русских поэтов и программа бала La Grande Ourse, организованного Союзом русских художников. Из 174 выставленных на продажу лотов ушло 164, в том числе топ-лот — изображения интерьеров Павловского дворца кисти Василия Кучумова — за 320 тыс. руб.

Полностью виртуальные торги вынужденно освоил и аукционный дом «Среди коллекционеров» — 4 апреля он провел традиционный весенний аукцион антикварных книг, фарфора, фаянса и майолики. Несмотря на сложные обстоятельства (тут и текущая экономическая ситуация, и пандемия, и всеобщая неопределенность), участники торгов проявили активность и были даже крупные продажи. Например, почти за миллион — 950 тыс. руб. — ушел редкий коллекционный экземпляр «Девочки с венком» Конаковского фаянсового завода (1952, скульптор Мария Холодная).

В сегодняшних условиях очень важны новые инициативы и разнообразные антикризисные меры наших аукционных домов. Можно отметить подборку книг по искусству, истории и литературоведению «на период карантина», которую распродавал «Литфонд» 4 апреля, и запущенную Владимиром Овчаренко серию торгов «Все по 100 на карантине». Аукционы со стартовой ценой €100 — традиционный формат его аукционного дома Vladey, но здесь появились две важные особенности: во-первых, торги полностью переведены в интернет (их проводят на собственной платформе), во-вторых, теперь аукционы идут еженедельно по субботам. «Первые торги из серии „Все по 100 на карантине“ прошли успешно. 100% лотов продано. Средняя цена произведения искусства — 102000 рублей. До встречи в следующую субботу. Спасибо художникам и коллекционерам», — написал Владимир Овчаренко в Facebook по итогам аукциона 4 апреля. 

Вообще, для тех, у кого есть такая возможность, сейчас отличное время начать покупать искусство — не обязательно в коллекцию, скорее, чтобы порадовать себя или украсить дом. Любителям современного искусства наряду с Vladey стоит обратить внимание на аукционы Sturm, организованные одноименной кураторской группой из Санкт-Петербурга (еженедельные торги по вторникам на платформе Bidspirit). Тем, кто скучает по походам на блошиные рынки, хорошим «симулякром» в эпоху самоизоляции станут аукционы Udarnik — проект аукционного дома «12-й стул» на Bidspirit. Сейчас идут постаукционные продажи (тоже онлайн) торгов 2 апреля: столовое серебро, винтажная одежда, люстры «сталинского ампира» и живопись Натты Конышевой (есть любители) со стартом от 2 тыс. руб. Галерея «Альбион» назло карантину запустила заочный аукцион «Города, которые мы (временно) потеряли» — гравюры, виды любимых и популярных мест нашей планеты ежедневно выставляются на торги на странице галереи в Facebook со стартовой ценой 100 руб. Ставки можно делать в комментариях, побеждает тот, кто делает максимальную ставку в течение суток.

И самое главное — состоятся, пусть и виртуально, все основные торги месяца: 11 апреля у «Империи» и «Литфонда», 15 апреля у аукционного дома «В Никитском», планируются аукцион сезона у «Совкома» 23 апреля и другие.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+