18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Творение Шинкеля пришлось восстанавливать дважды

№82
Материал из газеты

Берлинский храм в неоготическом стиле, пострадавший из-за стройки по соседству, откроется после длительной реставрации — в нем расположится музей скульптуры

Фридрихсвердерская церковь — архитектурная достопримечательность в центре Берлина, построенная по проекту Карла Фридриха Шинкеля (1781–1841). Этим летом она вновь откроется для публики в качестве музея скульптуры спустя почти восемь лет после того, как здание пришлось закрыть на ремонт из-за угрозы обрушения, которая возникла в результате начавшейся неподалеку стройки.

Неоготическое строение из красного кирпича — единственная в центре Берлина церковь Шинкеля, чей фасад и интерьер дошли до нас в первозданном виде. Однако, как и многие другие здания германской столицы, она стоит на песке и воде — корень «вердер» из ее названия переводится как «остров на реке». Откачка грунтовых вод может привести к сдвигам в структуре почвы. Именно это произошло в 2012 году, когда в нескольких метрах от церкви строительная компания начала выемку грунта. В результате в западной части церкви образовались трещины. Ее фундамент, мраморные полы, кирпичные стены, масверк (разновидность орнамента) на двух окнах и внутренние своды сильно пострадали. 

Реконструкция, которую оплатила компания-застройщик, потребовала введения в фундамент цементного раствора для стабилизации конструкции. По словам Готтфрида Графе, руководившего работами, после всесторонних испытаний реставраторы решили использовать новую технологию — заполнить самую широкую трещину в полу смесью дерева и силикона. «Это помогло, — говорит Графе. — Мы сами разработали такой метод и подумали даже, что неплохо бы его запатентовать».

Фридрихсвердерская церковь строилась с 1824 по 1830 год, приблизительно в то же время, что и знаменитое здание Старого музея, спроектированное Шинкелем. Вдохновившись античностью и путешествиями по Италии, он изначально задумал церковь как подобие римского храма с колоннадами по внешнему периметру стен. Но заказчик, кронпринц Фридрих-Вильгельм, хотел, чтобы здание было «в старогерманском стиле». В итоге они пришли к компромиссу, соединив неоготические арки с чистыми линиями классицизма. Красный кирпич экстерьера резко контрастирует с интерьером, росписи которого создают впечатление, что стены сложены из песчаника. Графе рассказал, что, для того чтобы воссоздать оригинальный интерьер, реставраторам пришлось нанести на стены более 12 тыс. м линий, имитирующих швы кладки.

Классицистические наклонности Шинкеля нашли выражение в орнаментах с пальметтами, плоской крыше и внутреннем балконе в церкви. Пожалуй, самым революционным элементом стали витражи хоров, выполненные в ярких голубых и красных цветах и изображающие ангелов-женщин. Графе объясняет, что до того ангелов в церквях изображали либо в мужском обличье, либо бесполыми.Кронпринцу церковь показалась все же недостаточно неоготической. По его заказу Фридрих Август Штюлер, один из бывших учеников Шинкеля, добавил острые кончики к приземистым пинаклям (декоративным башенкам) на крыше здания.

Церковь использовалась не только немецкой, но и франкоязычной протестантской общиной, но службы в ней прекратились после того, как во время Второй мировой войны она пострадала при бомбардировках и артобстрелах. Здание стояло в руинах вплоть до реставрации под руководством Графе, начавшейся в 1979 году. Повторное открытие, приуроченное к празднованию 750-летия Берлина, состоялось в 1987-м. Следующую четверть века бывший храм служил экспозиционной площадкой для городской коллекции скульп­туры XIX века.

По словам директора Старой национальной галереи Ральфа Гляйса, в результате строительства по соседству церковь пострадала даже сильнее, чем во время войны. Сейчас он руководит монтажом скульп­тур из государственных коллекций Берлина; в число их авторов входят выдающиеся современники Шинкеля — Кристиан Даниель Раух, Кристиан Фридрих Тик, Иоганн Готтфрид Шадов. «Мы представим как давно знакомые работы, так и некоторые новые дополнения», — рассказывает он. Минувшей зимой в церкви прошли дни открытых дверей, и тысячи берлинцев смогли посмотреть на результаты реставрации. Государственные музеи Берлина арендуют здание у Евангелической церкви, действует пятилетний контракт с возможностью продления. Открытие скульптурной экспозиции для широкой публики намечено на конец лета. Вход туда будет бесплатным.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+