18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Коронавирус на арт-рынке: TEFAF критикуют за безответственность, а Art Basel перенесли

Заболевшие COVID-19 участники TEFAF обвиняют организаторов в корыстолюбии и безответственности. Не исключено, что это стало последним доводом за перенос Art Basel

The Art Newspaper стало известно, что по меньшей мере у 25 экспонентов и посетителей нидерландской ярмарки старого искусства TEFAF, прошедшей в начале марта в Маастрихте, диагностирован коронавирус. Теперь на организаторов ярмарки, на которую собрались 300 галерей со всего мира и которую успели посетить 28,5 тыс. человек, обрушилась резкая критика. Ярмарка закрылась 11 марта, на четыре дня раньше, чем планировалось, после того как у одного из экспонентов, дилера модернистского искусства из Италии, диагностировали COVID-19.

«Открытие ярмарки было безответственным шагом со стороны организаторов TEFAF», — говорит Боуди Лилиан из специализирующейся на старых мастерах галереи Salomon Lilian с филиалами в Амстердаме и Женеве. Коронавирус был диагностирован у самого Лилиана и у двоих его сотрудников, один из которых «очень серьезно болен». «Я всегда думал, что организаторы TEFAF делают все ради участников, но, судя по всему, они делают все исключительно ради денег», — считает галерист. У нью-йоркского дилера Эмброуза Науманна диагностировали коронавирус после того, как он побывал на вернисаже ярмарки. Сейчас он находится в карантине и рассказывает, что «знает о 20 людях, оказавшихся носителями коронавируса после посещения TEFAF, и слышал еще о примерно 15 случаях». Дилер живописи старых мастеров Боб Хабольдт, пребывающий в карантине в Швейцарии, говорит: «Насколько мне известно, после ярмарки коронавирус диагностирован где-то у 23–25 человек». Многие приехали с TEFAF с напоминающими грипп симптомами, в том числе Хабольдт и один из его сотрудников, которых пока не тестировали на вирус.

Представительница TEFAF ответила The Art Newspaper: «Это количество заражений, к несчастью, действительно может быть правдой, хотя на данный момент у TEFAF нет возможности получать достоверную статистику и установить, где и когда люди контактировали с носителями вируса». По ее словам, к TEFAF продолжает поступать информация «о подтвержденных случаях, о людях с симптомами, об идущих на поправку и, к сожалению, также о тех, кто находился или в данный момент находится в интенсивной терапии». Она также заверила, что на решение провести ярмарку «не влияли финансовые соображения» и оно было принято «совместно с местными и национальными органами власти». Действительно, начиная с 27 февраля руководство TEFAF проводило ежедневные совещания с региональными и национальными службами здравоохранения и с мэром Маастрихта. При этом некоторые экспоненты подозревают, что какие-то из сторон могли быть напрямую заинтересованы в том, чтобы ярмарка все-таки состоялась: TEFAF играет огромную роль в экономике Маастрихта, а владельцы местных ресторанов и отелей называют ее «две золотые недели».

Председатель TEFAF Нанне Деккинг настаивает на том, что было принято «беспристрастное решение». Он подчеркивает: «Несправедливо связывать коронавирус исключительно с нашей ярмаркой, которая выпала на тот переломный момент, когда эпидемия начала стремительно распространяться в мире. На момент открытия ярмарки в Нидерландах не было ни одного подтвержденного случая заражения». Деккинг добавляет, что в начале работы «подавляющее большинство» экспонентов поддерживали решение не отменять ярмарку.

Не исключено, что все это стало последней каплей, подтолкнувшей организаторов крупнейшей ярмарки модернизма и современного искусства Art Basel в швейцарском Базеле отменить мероприятие, запланированное на 18–21 июня. Его новые даты — 17–20 сентября. В опубликованном заявлении Марк Шпиглер, глобальный директор Art Basel, благодарит галереи за понимание «очень сложного решения» отложить ярмарку. «Мы надеемся, что ситуация быстро улучшится, и будем тесно сотрудничать с нашими экспонентами, чтобы провести успешную ярмарку в сентябре. В то же время мы знаем о том, насколько динамичной является ситуация с COVID-19, и будем продолжать следить за развитием событий. Здоровье и безопасность наших экспонентов, партнеров, гостей и команд остаются нашим главным приоритетом», — подчеркивает он.

Art Basel — последняя из ярмарок весны и начала лета, перенесенная на осень из-за вспышки коронавируса, и многие обеспокоены тем, что осенний арт-календарь окажется переполненным (конечно, если не будет второй волны пандемии). Между закрытием Art Basel и стартом еще одного крупного игрока на рынке современного искусства, ярмарки Frieze London (8–11 октября), будет всего две недели — а ведь многие галереи привыкли принимать участие и там и там.

Art Basel в любом случае продолжит вкладывать средства в свою новую инициативу Online View Rooms, дающую возможность посещать ярмарку виртуально, которая была опробована на отмененной Art Basel в Гонконге.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+