18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В Стокгольме присудили Премию Каспера Салина

Накануне карантина Шведская ассоциация архитекторов наградила самой престижной в Северной Европе премией — за лучшие реализованные проекты в семи номинациях

На ArkitekturGala награждали за большую архитектуру, интерьерный дизайн, городской мастер-план, ландшафтный дизайн, решение транспортных проблем, архитектурную критику и проекты молодых архитекторов.

Самая престижная номинация — за большую архитектуру — носит имя Каспера Салина (1856–1919), главного архитектора Стокгольма с 1898 по 1915 год. Собственно, с нее в 1962 году и началась традиция чествовать зодчих и дизайнеров. Постепенно увеличилось количество номинаций и географический охват: к соревнованию начали допускать представителей Дании и Норвегии, тем более что в скандинавском мире архитекторы и дизайнеры часто работают в соседних странах и определить принадлежность проекта непросто. Рассказываем о самых важных победах.

В этом году Премию Каспера Салина получило бюро Malmström Edström Architects за проект жилого комплекса Riksbyggens Brf Viva в Гетеборге. Напоминающий европейский модернизм 1960-х годов, этот комплекс соединил множество революционных технологий и имеет высшую экологическую сертификацию. Его отлили из экологического бетона, производство которого на треть меньше загрязняет атмосферу углекислым газом. Для сохранения энергии от солнечных батарей здесь используют аккумуляторы старых автобусов. Бытовой расход энергии составляет всего 65% от среднего по региону. В комплексе есть террасный зимний сад и вообще много мест для совместного досуга. Проект наградили «за создание фантастической жилой среды в месте, которое казалось для этого совершенно непригодным».

В номинации «За лучший интерьерный дизайн» наградой отмечен Герт Вингорд с отелем Blique by Nobis. Первоначально это был склад компании Philips, построенный в 1931 году Сигурдом Леверенцем (1885–1975), классиком шведского модернизма, прославившимся церквями и некрополями. Склад Philips тоже отличался суровой экспрессией: никаких украшений, кроме маленьких квадратных окон на фасаде. Приспосабливая его под отель, Вингорд деликатнейшим образом подошел к наследию предшественника: сохранил в номерах чистые бетонные стены, дополнив их металлическими рельсами для крепления мебели и освещения; в публичных помещениях не стал закрывать воздуховоды и прочие технические сети навесными потолками, оставив их на виду; не тронул даже квадратные окна на фасаде, хотя, казалось бы, эти квадраты хороши для склада, но не для отеля. За умение найти общий язык с архитектурой прошлого и усилить ее достоинства Вингорда и наградили.

Зрительским фаворитом в номинации «Ландшафтная архитектура» был Мемориал жертвам цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии, открытый в Стокгольме. Географически далекая трагедия унесла жизни 30 тыс. шведов и воспринимается в Швеции как горе национального масштаба. Датская художница Леа Порсагер, работающая на стыке науки, искусства, феминизма и эзотерики, создала поэтический ландшафт «Гравитационные волны». Она вдохновлялась теорией Эйнштейна — в мемориальном парке время и пространство сходятся воедино и расходятся врозь. Одновременное присутствие земли, воды, неба в пейзаже напоминает о неразрывной связи человека и природы.

Однако приз получил «Яктгатан и Лёвенсгатан» — бульвар для прогулок в квартале новостроек, проект бюро Andersson Jönsson Landskapsarkitekter. На полосе шириной 25 метров и длиной в несколько километров, идущей вдоль автомобильной дороги, насыпали газон, высадили кустарники и деревья, поставили скамейки. Но сделали все эти нехитрые манипуляции максимально творчески: разработали форму лавочек и уличных светильников, подобрали японский багрянник, магнолию, анемоны, рудбекию и другие растения так, что бульвар меняет цвета и остается красивым круглый год.

Приз за архитектурную критику вручен кинорежиссеру Фредрику Герттену и репортеру Лейлани Фархе за документальный фильм «Толкай» (Push) о праве на жилье. В наше время крупный бизнес получает все больший контроль над устройством и жизнью городов. Малоимущих вытесняют из центральных районов, и на месте их жилья строят дома для богатых. Становится все больше бездомных, но при этом целые кварталы остаются необитаемыми, потому что их рассматривают как финансовый инструмент — предмет инвестиций. Со сдержанным гневом авторы фильма раскрывают циничную игру финансовых компаний и ее разрушительные последствия.

ArchitekturGala в очередной раз расставил точки над i. Мы увидели, что Грета Тунберг — это не странная, непонятно откуда и как возникшая на мировой сцене девочка, а глашатай скандинавского общества в целом. В Скандинавии живет 21 млн человек, и большинство из них всерьез озабочены экологическими проблемами и будущим Земли. Поэтому и работа архитекторов тут нацелена на максимально бережное отношение к природным ресурсам и создание устойчивой, комфортной, безопасной среды. Эта позиция сделала понятие «шведский стиль» мировым брендом и трендом. Когда в Москве или Нью-Йорке строят комфортное жилье, чтобы подчеркнуть его современность и удобство, его называют «в шведском стиле». На фоне скандинавской точечной застройки футуристические проекты а-ля Заха Хадид или Норман Фостер выглядят как дискотека 1990-х — броско, но ненадолго. Если они и останутся памятниками, то не гуманистическим архитектурным теориям, а чрезмерным амбициям.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+