18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Апокриф «Сон Богородицы» обрел новую жизнь

№81
Материал из газеты

В 2019 году петербургский библиофил Виктор Смирнов обнаружил рукописную книгу писателя, фольклориста и художника из Архангельска Бориса Шергина. Ею оказался народный апокриф «Сон Богородицы»

Писатель, фольклорист и художник из Архангельска Борис Шергин (1893–1973) известен читателю по большей части историями из жизни поморов. Среди его книг, выходивших большими тиражами в советское время, — «Поморские были и сказания» (1957) и «Океан — море русское» (1959). Большую популярность получили мультфильмы, созданные по мотивам его историй: «Поморская быль», «Волшебное кольцо», а также «Смех и горе у Бела моря», где использовались тексты еще и его земляка, сказочника Степана Писахова. Трудно переоценить вклад Шергина в сохранение культуры: он работал реставратором, занимался возрождением промыслов, в том числе холмогорской резьбы по кости, собирал древние книги и рукописи, связанные с Русским Севером.

Но, как выяснилось, осталось от него и иное наследие. В 2019 году петербургский библиофил Виктор Смирнов обнаружил рукописную книгу Шергина. Ею оказался народный апокриф «Сон Богородицы», который Шергин переписал, обработав в своей манере, и украсил миниатюрами. Рисунки в целом следуют православному канону, только вот, глядя на их энергичную прорисовку, вспоминаешь, что Шергин учился в Строгановке в 1913–1917 годах, когда Наталия Гончарова уже создала своих святых для балета-мистерии «Литургия», да и вообще иконопись научились трактовать авангардистски.  В настоящее время это единственный сохранившийся образец «авторской книги» Шергина. Датировка редкостной livre d’artiste не вполне ясна. Эксперты по наследию фольклориста сошлись на том, что речь может идти приблизительно о 1914–1928 годах.

Сейчас стараниями нового владельца находка опубликована. В издание вошло цветное факсимиле полного текста рукописи и украшающих ее рисунков; воспроизведение сопровождают научные статьи. Одна из них, написанная многолетней исследовательницей творчества Шергина Еленой Галимовой, рассказывает о начале творческого пути автора (он, кстати, бросил рисовать в 1930-х годах из-за слабого зрения и переключился на сочинительство). Исследователь художественного наследия Шергина, художник и преподаватель Максим Тычков свою статью посвятил самой рукописи и ее рисункам, а также отдельно остановился на особенном шрифте, которым Шергин начертал текст. Наконец, коллекционер Виктор Смирнов рассказал об апокрифе «Сон Богородицы» как таковом — о его бытовании в русской рукописной традиции и о том, что именно из традиционного текста Шергин отобрал для своего варианта. В издание включено множество иллюстраций, фотографий и архивных материалов, часть из которых публикуется впервые.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+