18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ностальгия по ГДР обретает материальность

№80
Материал из газеты

На примере мозаики Жозепа Ренау можно увидеть, как меняется сегодня отношение к культурному наследию Восточной Германии

Большая мозаика, состоящая из 70 тыс. элементов, вернулась на одну из площадей Эрфурта после многих лет, проведенных в хранилище. Видимо, можно говорить о сдвиге в восприятии паблик-арта времен ГДР. Это искусство на протяжении трех десятилетий  упрекали в том, что оно несет нездоровую идеологическую нагрузку и не имеет исторической ценности.
Официальное открытие мозаики Жозепа Ренау «Отношения человека с природой и технологиями» (1980–1984) состоялось в минувшем декабре. Уличное празднование стало кульминацией четырехлетнего проекта общей стоимостью €800 тыс.
Мозаику спасли со стены культурно-досугового центра на Москауэрплац в Эрфурте незадолго до сноса здания. Произведение высотой 7 м и шириной 30 м изображает руки с раскрытыми ладонями. В левой ладони лежит яблоко, в правой — разно­ цветный многоугольник. Слева от яблока помещены мотивы природы, а правая рука окружена геометрическими фигурами и двумя компасами. Произведение воспевает идеальное общество, в котором природа питает достижения человечества, живущего с ней в гармонии.

В произведении нет прямого политического высказывания, и это могло сыграть роль в его спасении, считает специалист по восточногерманскому искусству Оливер Сукроу, который провел углубленное исследование мозаики. «В последние три десятилетия было снесено множество зданий, и находившееся на них искусство, как правило, уничтожалось вместе с ними, — рассказывает он. — В 1990-е ценность такого искусства не понимали; люди не обращали внимание на качество и смотрели на него через призму идеологии».

После падения Берлинской стены досуговый центр Эрфурта, фасад которого первоначально украшала мозаика, превратили в торговый центр. Постепенно здание приходило в упадок. Его приобрел инвестор, собиравшийся демонтировать постройку и возвести на ее месте новую торговую площадку. Под давлением местных активистов и учеников Ренау в 2009 году мозаику включили в программу защиты исторического наследия, сняли со стены и поместили в контейнер, а здание в 2013 году снесли. Мозаика находилась в хранилище, пока ее судьбой не занялся штутгартский Фонд Вюстенрота, выделивший средства на реставрацию. «Нам больше нравится работать с неизвестными объектами», — говорит глава фонда Филип Курц.

Для Курца одним из самых интересных аспектов этого проекта было изучение биографии Ренау (1907–1982). Он родился в Валенсии, был генеральным директором Управления изящных искусств в республиканском правительстве Испании. После победы генерала Франко в гражданской войне Ренау был вынужден бежать в Мексику, где познакомился с выдающимися представителями мексиканского мурализма, в том числе с Альфаро Сикейросом.

«Мексиканцам удалось объединить народное искусство и политическую повестку», — говорит Сукроу. Этот подход отвечал нуждам молодой Германской Демократической Республики, искавшей пути реализации своего представления об утопическом государстве рабочих. В период послевоенного строительного бума росписями и мозаиками украшали как внешние, так и внутренние стены новых жилых зданий, кафе, государственных учреждений, спортивных и художественных центров и даже аптек. Правда, в 1958 году, когда Ренау переехал в Восточную Германию, спрос на подобное искусство был уже не так высок. Эрфуртская мозаика, самый важный из его немецких заказов, была закончена в 1984 году, уже после смерти автора.

Новый торговый центр ниже и меньше оригинальной постройки, так что мозаику пришлось монтировать на возведенную специально для нее бетонную конструкцию, приблизительно на метр отстоящую от фасада. Но Тобиас Кноблих, представитель городских властей, отвечающий за культуру, уверен, что усилия и средства были потрачены не зря. «Людям нравилась эта мозаика, — говорит он. — Она была частью идентичности местных жителей. После падения Берлинской стены мы утратили такую огромную часть культурной инфраструктуры, что регионы вроде нашего стали безжизненными. Люди рады тому, что хорошее, появлявшееся в Восточной Германии, постепенно начинают признавать». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+