18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Умер художник Валерий Айзенберг

В Тель-Авиве в возрасте 72 лет ушел из жизни Валерий Айзенберг. В 2005 году он представлял Россию на Венецианской биеннале вместе с организованной им группой Escape

Российский павильон в Венеции в 2005 году был одним из самых экспериментальных в новейшей истории. Двое кураторов, которых уже давно нет с нами, — Любовь Сапрыкина, соосновательница ГЦСИ в Нижнем Новгороде, и московский культуртрегер Ольга Лопухова, — пригласили тогда к участию не самых очевидных героев. Группа «Провмыза» из Нижнего сочинила необычную инсталляцию «Безумный ветер» — деревянный коридор, исполнявший роль аэродинамической трубы, а в нижнем этаже показывалось лаконичное видео «Слишком долго, чтобы убежать» группы Escape. Одетые в красные комбинезоны члены группы двигались по заснеженному полю навстречу зрителям со скоростью, которую диктовали сами же зрители, вернее, их счетчик в дверях. Чем больше людей и внимания, тем быстрее двигались художники.

Идея интерактивности и взаимодействия двигала и самим Валерием Айзенбергом, всегда откликавшимся на новые идеи и собиравшим вокруг себя единомышленников и оппонентов.

Инженер из Харькова приехал в Москву за художественной карьерой в середине 1980-х и на волне перестройки из живописца-экспрессиониста легко перековался в перформансиста. Многим запомнился его марафон из 16 выставок подряд, в котором главное было — скорость и движение. Член вольного объединения «Эрмитаж», прообраза будущих арт-институций, Айзенберг спустя некоторое время пришел к идее организовать свою собственную институцию. В мастерской, которую он делил с Натальей Турновой, появился не то клуб, не то галерея — одним словом, то, что по-английски называется artist-run space, «пространство художников», где проходили выставки и акции. Текучий жанр получил авторское название «программа Escape», а вскоре так стали называть и группу, ядро которой, помимо самого Валерия Айзенберга, составили его более юные коллеги Антон Литвин, Лиза Морозова, Богдан Мамонов, позже Викентий Нилин и Константин Аджер. В этом, конечно, был вызов — против монополизации искусства галеристами, кураторами и арт-критиками, перенос акцента на художника как движущую силу искусства. Даже название программы — Escape — подразумевало уход, буквально побег от стандартов к личному высказыванию отдельного автора. Деятельность группы удостоилась премии «Черный квадрат» от ведущих арт-критиков на ярмарке «Арт Москва-2003».

Программа прекратила свою деятельность в 2011 году, возможно, по одной причине: ее автор не любил задерживаться на достигнутом. Постоянно перемещаясь между Москвой, Тель-Авивом и Нью-Йорком, Айзенберг продолжал делать видео и видеоперформансы, не забывая про живопись. В последние годы он стал известен и как писатель. В издательстве ОГИ вышли два его романа с авторскими иллюстрациями — «Запах» и «Квартирант», который в 2014 году был номинирован на премию «НОС». В 2017 году в Московском музее современного искусства прошла большая ретроспектива Айзенберга, приуроченная к 70-летию художника. Тем, кто знал Айзенберга лично, даже не пришло бы в голову воспринимать его как убеленного сединами патриарха — с его энергией, порой резкостью и категоричностью в суждениях, с неожиданными поворотами в творчестве и биографии. Всего этого нам будет не хватать.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+