18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Умер художник Валерий Айзенберг

В Тель-Авиве в возрасте 72 лет ушел из жизни Валерий Айзенберг. В 2005 году он представлял Россию на Венецианской биеннале вместе с организованной им группой Escape

Российский павильон в Венеции в 2005 году был одним из самых экспериментальных в новейшей истории. Двое кураторов, которых уже давно нет с нами, — Любовь Сапрыкина, соосновательница ГЦСИ в Нижнем Новгороде, и московский культуртрегер Ольга Лопухова, — пригласили тогда к участию не самых очевидных героев. Группа «Провмыза» из Нижнего сочинила необычную инсталляцию «Безумный ветер» — деревянный коридор, исполнявший роль аэродинамической трубы, а в нижнем этаже показывалось лаконичное видео «Слишком долго, чтобы убежать» группы Escape. Одетые в красные комбинезоны члены группы двигались по заснеженному полю навстречу зрителям со скоростью, которую диктовали сами же зрители, вернее, их счетчик в дверях. Чем больше людей и внимания, тем быстрее двигались художники.

Идея интерактивности и взаимодействия двигала и самим Валерием Айзенбергом, всегда откликавшимся на новые идеи и собиравшим вокруг себя единомышленников и оппонентов.

Инженер из Харькова приехал в Москву за художественной карьерой в середине 1980-х и на волне перестройки из живописца-экспрессиониста легко перековался в перформансиста. Многим запомнился его марафон из 16 выставок подряд, в котором главное было — скорость и движение. Член вольного объединения «Эрмитаж», прообраза будущих арт-институций, Айзенберг спустя некоторое время пришел к идее организовать свою собственную институцию. В мастерской, которую он делил с Натальей Турновой, появился не то клуб, не то галерея — одним словом, то, что по-английски называется artist-run space, «пространство художников», где проходили выставки и акции. Текучий жанр получил авторское название «программа Escape», а вскоре так стали называть и группу, ядро которой, помимо самого Валерия Айзенберга, составили его более юные коллеги Антон Литвин, Лиза Морозова, Богдан Мамонов, позже Викентий Нилин и Константин Аджер. В этом, конечно, был вызов — против монополизации искусства галеристами, кураторами и арт-критиками, перенос акцента на художника как движущую силу искусства. Даже название программы — Escape — подразумевало уход, буквально побег от стандартов к личному высказыванию отдельного автора. Деятельность группы удостоилась премии «Черный квадрат» от ведущих арт-критиков на ярмарке «Арт Москва-2003».

Программа прекратила свою деятельность в 2011 году, возможно, по одной причине: ее автор не любил задерживаться на достигнутом. Постоянно перемещаясь между Москвой, Тель-Авивом и Нью-Йорком, Айзенберг продолжал делать видео и видеоперформансы, не забывая про живопись. В последние годы он стал известен и как писатель. В издательстве ОГИ вышли два его романа с авторскими иллюстрациями — «Запах» и «Квартирант», который в 2014 году был номинирован на премию «НОС». В 2017 году в Московском музее современного искусства прошла большая ретроспектива Айзенберга, приуроченная к 70-летию художника. Тем, кто знал Айзенберга лично, даже не пришло бы в голову воспринимать его как убеленного сединами патриарха — с его энергией, порой резкостью и категоричностью в суждениях, с неожиданными поворотами в творчестве и биографии. Всего этого нам будет не хватать.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+