18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрустальное царство в «Париже Востока»

Впервые за свою историю Дом декоративного хрусталя Baccarat представил выставку за пределами Франции

После грандиозной выставки в Париже, посвященной 250-летию Дома Baccarat, следующим городом, где экспонируются более 400 знаменитых хрустальных изделий, стал Шанхай. Выставка-ретроспектива «Baccarat, дом коллекционера» (Baccarat, a collector’s house) открылась в Художественном центре Хэн Фу, расположенном в старинном двухэтажном особняке. Название соответствует оформлению выставки: здесь воссоздан интерьер конца 1920-х годов, когда Шанхай стал местом встречи азиатской и европейской культур и был известен как «Париж Востока». Из XXI века посетители переносятся в дом страстного коллекционера предметов искусства со всего мира, где у каждого экспоната — своя уникальная история. Все выставленные хрустальные шедевры — оригиналы, изготовленные вручную мастерами фабрики, расположенной в деревне Баккара в Лотарингии.

Один из видных, в буквальном смысле, экспонатов — это «Царский канделябр» высотой 3,85 м, состоящий из 3320 хрустальных элементов и 79 свечей, впервые показанный в 1878 году на Всемирной выставке в Париже. Спустя 18 лет канделябр увидели император Николай II и его супруга Александра Федоровна. Пара была настолько впечатлена грандиозным изделием, что заказала точную копию во дворец в Санкт-Петербурге, однако попросила придумать вариант для электрических лампочек. Поскольку изделия Дома Baccarat всегда отличались высоким техническим уровнем исполнения и даже были отмечены золотой медалью на Национальной промышленной выставке 1823 года, мастера Дома справились с этой трудной задачей за полгода. Они создали полые хрустальные элементы, чтобы скрыть электрические провода, и это позволило им в дальнейшем опередить конкурентов благодаря производству электрифицированных люстр, бра, торшеров и ламп. Кстати, российским монархам настолько нравились творения Baccarat, что для выполнения заказов императорского дома на мануфактуре выделили отдельную печь.

Другое впечатляющее своими размерами и красотой изделие (правда, представленное в уменьшенном в два раза виде) — хрустальная люстра-водопад высотой 2,8 м, состоящая из 6891 граненой хрустальной жемчужины и 129 подвесок в форме капель воды.

Кроме монументальных люстр, на выставке можно увидеть роскошно сервированные столы, бокалы, вазы, скульптуры и другие предметы интерьера. Например, скульптура «Корабль пустыни», впервые представленная на Всемирной выставке 1878 года, — значимый экспонат в этом «доме коллекционера». Хрустальный верблюд, несущий на спине вазу, покрытую частицами золота и эмалью, символизирует Великий шелковый путь, связывающий Восток и Запад.

Также стоит обратить внимание на небольшую вазу в виде мака в стиле ар-деко: она была исполнена французским дизайнером Жоржем Дюнемом, работы которого экспонировались на Всемирной выставке 1925 года. Фирменный рубиновый цвет изделия символизирует один из секретов Baccarat, ведь цветной хрусталь на французской мануфактуре создают с помощью натуральных красителей, и красный цвет рождается благодаря добавлению чистого золота.

Еще одна жемчужина экспозиции — скульптура «Корабль и стол». Этот шедевр, над которым трудились около 50 мастеров в течение 3700 часов, составлен из 100 хрустальных деталей и довершен элементами из позолоченной бронзы.

В начале XX века многие западные бренды вдохновлялись Востоком, в том числе и Baccarat. В одном из отделов выставки представлено около 30 хрустальных предметов, созданных под влиянием китайской культуры, — например, вазы с утонченными изображениями карпов или предметы интерьера в виде драконов.

Выставка «Baccarat, дом коллекционера» при поддержке компании Shengdao продлится в Художественном центре Хэн Фу в Шанхае до 8 февраля.

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+