18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обрамление — дело тонкое. Все о рамах

Выставка, посвященная художественным рамам, в Третьяковке пройдет впервые. Раньше к этой теме обращался в 2005 году лишь Русский музей, с выставкой Одеть картину. Художественные рамы в России XVIII — начала ХХ века. Проект Третьяковки обещает быть более масштабным: он охватит период с XIV по XX век и займет все этажи Инженерного корпуса. Причем часть экспонатов останется на своих местах в постоянной экспозиции и будет только аннотирована (Демон поверженный Михаил Врубеля, Неравный брак Василия Пукирева, Христос в пустыне Ивана Крамского, рамы фирмы Грабье для Сергиевского цикла Нестерова). Устроители выставки решили также рассматривать раму не только как предмет декоративного-искусства, но и как часть композиции картины, проследить ее связь с историкокультурным контекстом времени.

«Рамы очень долгое время не считались произведениями искусства и от этого пострадали. После революции в музей пришел новый зритель, воспринимавший золото рам как нечто идеологически чуждое. И поэтому их блеск стали приглушать. Это чудовищно по отношению к рамам, их потом очень трудно восстанавливать», — рассказывает Татьяна Карпова, заместитель директора по научной работе и куратор выставки. Выставка станет промежуточным результатом музеефикации рам, многие из которых были впервые измерены и описаны реставраторами Третьяковки в ходе их восстановления. Специально к выставке по раскрашенной Михаилом Врубелем фотографии была воссоздана, в частности, уникальная бархатная рама к Демону поверженному, отреставрировано обрамление картины Ильи Репина Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. Другие же картины получили обратно свои «родные» рамы.

Экспозиция откроется церковным искусством — иконами в окладах и киотами XIV — конца XIX века.  ритель увидит также рамы и обрамления XVIII и первой половины XIX века, драгоценные оправы фирмы Карла Фаберже. Далее будет представлена эволюция рамы в XX веке, куда войдут, в частности, оригинальные объекты-складни Леонида Пурыгина из галереи Art4.ru и фрагмент проекта Олега Кулика Рамы (2013).

По словам Татьяны Карповой, мир русской рамы в основном анонимный, и музейщикам приходилось восстанавливать и имена авторов. К выставке подготовлен и солидный каталог со статьями ведущих экспертов по теме. Также туда впервые включен справочник русских рамных мастеров и мастерских и специфических терминов. 

Третьяковская галерея
Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалог
Москва
10 сентября — 30 ноября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+