18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ашшурбанапал, владыка мира, покоряет Петербург

№79
Материал из газеты

Британский музей поделился с Эрмитажем ассирийским искусством

Год назад в Лондоне была показана выставка «Я Ашшурбанапал, владыка мира и царь Ассирии», посвященная самому знаменитому царю Ассирии, жившему в VII веке до н.э. и вошедшему в историю мировой культуры как создатель уникальной библиотеки клинописи. Петербургская выставка включает рельефы из его дворца в Ниневии, которые считаются вершиной развития ассирийского искусства, а также более ранние рельефы из нескольких ассирийских дворцов, в том числе царей Тиглатпаласара III, Саргона II и Ашшурнацирапала II (рельефы из его дворца есть и в коллекции Эрмитажа). Проект дополнен памятниками прикладного искусства, найденными во время раскопок во дворцах ассирийских царей, в том числе знаменитыми плакетками из слоновой кости, служившими украшением дворцовой мебели или конской упряжи, а также рассказом о библиотеке Ашшурбанапала в Ниневии. 

В IX–VII веках до н.э. Ассирия была мощным государством, ее цари завоевали множество стран на территории современных Сирии и Турции, покорили Вавилон, захватили часть Египта, дошли до западных границ современного Ирана. Каждый ассирийский царь стремился увенчать военные победы строительством собственного дворца. Возведенные из кирпичей из необожженной глины, стены дворцов были покрыты каменными рельефами. Дворцы разрушились вскоре после падения Ассирии в конце VII века до н.э., превратившись в огромные бесформенные холмы, и были открыты европейскими археологами в 1840‑х годах.

Главная тема ассирийских дворцовых рельефов — прославление царя. Вот он в бою, вот принимает трофеи (в том числе отрубленные человеческие головы), вот охотится на диких зверей, празднует победу, совершает ритуал поклонения богам. Для безымянных авторов было важно запечатлеть деяния царя перед богами, прославлять его перед подданными. Ученые считают, что рельефы были ассирийскими СМИ. Название эрмитажной выставки ­— строка из надписи с рельефа, украшавшего дворец Ашшурнацирапала II в Кальху. Настенный рельеф IX века до н.э. с изображением этого царя во время военного похода — один из хитов выставки.  

Оттуда же фрагмент рельефа с головой божества. Динамичный многофигурный рельеф с изображением ассирийских солдат, преследующих арабское войско, и фрагмент настенного рельефа «Умирающий лев» (от меткой стрелы) были найдены на месте Северного дворца Ашшурбанапала в Ниневии. 

Государственный Эрмитаж
«Я воздвиг там мой царский дворец». Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея
10 декабря – 29 марта 2020

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+