18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Марк Шагал гостит в Подмосковье

№79
Материал из газеты

В музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» проходит выставка «Шагал: между небом и землей», где представлено более двух сотен произведений художника: живопись, графика, livre d’artiste и гобелены

«Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир» — эти слова Марка Шагала можно назвать эпиграфом к выставке, объясняющим ее название. Художник признавался, что родился между «небом и землей» и постоянно пребывал в этом «промежуточном» пространстве, понимая свое существование в искусстве и жизни как бытие в особом измерении. Задача нынешней выставки — показать редко выставляемые или вовсе не знакомые широкой публике работы мастера.

Экспозиция объединяет 239 произведений художника, хранящихся в музеях и частных коллекциях трех стран — Белоруссии, России и Франции. Это рисунки, акварели и гуаши — от ранних витебских зарисовок до поздних парижских коллажей, печатная графика Шагала, выполненные в технике офорта знаменитые иллюстрации к автобиографической книге «Моя жизнь» (1922) и Библии (1931–1956) (единственный экземпляр, где гравюры были раскрашены мастером собственноручно и подарены его второй жене Валентине Бродской), живопись, а также гобелены, созданные по эскизам и под руководством художника. Куратор проекта — приглашенный эксперт в Комитете Марка Шагала в Париже Екатерина Селезнева. 

В экспозиции можно выделить три важных смысловых блока. Это «жизнь земная» (живопись и графика первой четверти XX века), «путешествия и мосты» (работы второй четверти XX века, связанные c поездкой в Святую землю) и «бытие небесное» (произведения второй половины XX века). «Путешествие вместе с женой Беллой в Иерусалим в 1931 году совершенно перевернуло Шагала как художника, потому что он не видел раньше ни такого света, ни такого цвета. Он писал, что, когда ты прибываешь в Иерусалим, тебе кажется, что это конец твоего путешествия. Это все, что нужно знать, что нужно видеть. Это то место, где нужно обязательно побывать. Этот город оставался для Шагала мощнейшим источником вдохновения, некой отправной точкой для обретения внутреннего оправдания своего замысла — создания иллюстраций к Библии. Ведь в иудаизме есть запрет на изображение человека, и вот Шагал его преступает», — рассказывает Екатерина Селезнева. 

Работы на выставку предоставили Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музей Марка Шагала в Витебске, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музей истории евреев в России, Национальный музей Марка Шагала в Ницце, музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» и частные собрания. Проект был подготовлен при участии внучек Шагала Мерет и Беллы Мейер. 

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»
Шагал: между небом и землей
До 8 марта 2020

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+