18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Марк Шагал гостит в Подмосковье

№79
Материал из газеты

В музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» проходит выставка «Шагал: между небом и землей», где представлено более двух сотен произведений художника: живопись, графика, livre d’artiste и гобелены

«Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир» — эти слова Марка Шагала можно назвать эпиграфом к выставке, объясняющим ее название. Художник признавался, что родился между «небом и землей» и постоянно пребывал в этом «промежуточном» пространстве, понимая свое существование в искусстве и жизни как бытие в особом измерении. Задача нынешней выставки — показать редко выставляемые или вовсе не знакомые широкой публике работы мастера.

Экспозиция объединяет 239 произведений художника, хранящихся в музеях и частных коллекциях трех стран — Белоруссии, России и Франции. Это рисунки, акварели и гуаши — от ранних витебских зарисовок до поздних парижских коллажей, печатная графика Шагала, выполненные в технике офорта знаменитые иллюстрации к автобиографической книге «Моя жизнь» (1922) и Библии (1931–1956) (единственный экземпляр, где гравюры были раскрашены мастером собственноручно и подарены его второй жене Валентине Бродской), живопись, а также гобелены, созданные по эскизам и под руководством художника. Куратор проекта — приглашенный эксперт в Комитете Марка Шагала в Париже Екатерина Селезнева. 

В экспозиции можно выделить три важных смысловых блока. Это «жизнь земная» (живопись и графика первой четверти XX века), «путешествия и мосты» (работы второй четверти XX века, связанные c поездкой в Святую землю) и «бытие небесное» (произведения второй половины XX века). «Путешествие вместе с женой Беллой в Иерусалим в 1931 году совершенно перевернуло Шагала как художника, потому что он не видел раньше ни такого света, ни такого цвета. Он писал, что, когда ты прибываешь в Иерусалим, тебе кажется, что это конец твоего путешествия. Это все, что нужно знать, что нужно видеть. Это то место, где нужно обязательно побывать. Этот город оставался для Шагала мощнейшим источником вдохновения, некой отправной точкой для обретения внутреннего оправдания своего замысла — создания иллюстраций к Библии. Ведь в иудаизме есть запрет на изображение человека, и вот Шагал его преступает», — рассказывает Екатерина Селезнева. 

Работы на выставку предоставили Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музей Марка Шагала в Витебске, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музей истории евреев в России, Национальный музей Марка Шагала в Ницце, музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» и частные собрания. Проект был подготовлен при участии внучек Шагала Мерет и Беллы Мейер. 

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»
Шагал: между небом и землей
До 8 марта 2020

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+