18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Люди искусства не хотят вредить природе

№78
Материал из газеты

Многие арт-дилеры стали возить работы поездом или по морю, а художники все больше размышляют об изменении климата

За последние 20 лет мир искусства охватила глобализация. Но теперь, в свете климатического кризиса, многие арт-дилеры предпочитают вести бизнес ближе к дому. В случае с крупными временными мероприятиями вроде художественных ярмарок большой проблемой становится увеличение транспортного потока и, соответственно, выбросов углекислого газа. 

Второго октября участники экогруппы Extinction Rebellion собрались у входа в павильоны Frieze в Лондоне, чтобы привлечь внимание участвующих в художественной ярмарке ВИП-персон. По словам активиста Уила Скипинга, они стремятся заставить власть имущих признать свою вину в катастрофическом изменении климата. «Количество денег, потраченных на покупку предметов искусства, возмутительно велико по сравнению с тем, что выделяется на предотвращение последствий климатического кризиса, — говорит он. — Никто и не вспомнит про искусство, когда на планете закончится еда».

Его соратники призвали коллекционеров вместо туфель Manolo Blahnik обуться в кроссовки и пешком пройтись от Frieze London к Frieze Masters, а не разъезжать на шаттлах. Члены Extinction Rebellion также прочитали на ярмарке лекцию, а на следующий день волна организованных ими протестов прокатилась по всему Лондону. Другие акции экоактивистов, прошедшие на Frieze London, включали протест художницы, академика Кейт Макмиллан и работу Массимо Агостинелли — глыбы льда, таявшие у входа на ярмарку.

Несмотря на то что руководство Frieze не подписало петицию Culture Declares Emergency, призывающую к немедленным действиям по спасению планеты, на ярмарке были предприняты усилия по сокращению выбросов углекислого газа с помощью перехода на более эффективное биотопливо. Директор Frieze Виктория Сиддалл призвала участников избегать перевозки произведений на самолетах, некоторые откликнулись на ее призыв.

Шри Госвами, основатель «Проекта-88» в Мумбаи, последние три года переправляет работы морем. Сейчас она ежегодно участвует в трех художественных ярмарках в Азии, США и Европе. «Речь идет о достижении баланса, мы должны поддерживать наш международный бизнес», — говорит она. Многие из ее художников в своих работах затрагивают тему изменения климата. 

Кейт Макгарри — одна из тех арт-дилеров, кто предпочитает участвовать в ярмарках ближе к дому, и таких сознательных становится все больше. «В мире искусства к слову „местный“ прикрепилось какое-то клеймо, все хотят международной славы. Но теперь мы вынуждены поменять свой подход на локальный — это касается еды, путешествий и искусства», — считает она. В этом году Макгарри впервые участвует в FIAC в Париже: «Он у нас в паре часов езды на поезде». Дилер также исследует проблему использования биоразлагаемых материалов, таких как упаковка, изготовленная из мицелия, тела гриба. При этом она подчеркивает, что подобные шаги — капля в море и для достижения реальных изменений необходимо вмешательство правительства.

Лауреатом премии Frieze Artist Award в этом году стал Гимали Сингх Соин, чей фильм «Мы настолько противоположны II» (2019) посвящен сегодняшним климатическим и экологическим проблемам. А на стенде галереи Seventeen невозможно было пройти мимо работы «Мысли о голубом небе» Патрика Годдара (2019) — 180 фигур попугайчиков с кольцом на шее, отлитых из переработанного свинца. По словам директора галереи Дэвида Хойленда, «случилась бы катастрофа, если бы все птицы умерли прежде, чем люди признали последствия климатического кризиса».

Кейт Макмиллан считает, что модель художественной ярмарки должна быть радикально пересмотрена. «Ярмарка Frieze и арт-рынок в целом — это капитализм на скорости. Мы не либеральный, прогрессивный сектор, как нам кажется, а совсем наоборот, — говорит она. — Сколько же авиарейсов мы совершаем! И перевозка предметов искусства, которые мы покупаем, — это лишь вершина айсберга. Нам нужно разработать новые, устойчивые модели развития, которые не причиняли бы вреда планете, и требовать этого от арт-ярмарки нужно немедленно». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+