18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

200 антикваров в Гостином Дворе

№78
Материал из газеты

Юбилейный, 45-й Российский антикварный салон пройдет с 27 ноября по 1 декабря — впервые на новой площадке, в Гостином Дворе

Необходимость перезапуска Российского антикварного салона назрела давно: ярмарка, хотя и претерпела множество изменений с момента своего основания в 1996 году, все же оставляла впечатление мероприятия, застрявшего где-то в начале 2000-х. Несмотря на все усилия организаторов, компании «Экспо-парк» и лично ее руководителя Василия Бычкова: выделение ВИП-зоны для наиболее авторитетных и заслуженных галерей, поощрение участников делать тематические экспозиции, а не использовать свой стенд на салоне для того, чтобы показать все лучшее сразу, интересные некоммерческие проекты, а также серьезные деловые и образовательные программы, — отечественные антикварные салоны все-таки разительно отличались от европейских ярмарок подобного масштаба. Не последнюю роль в этом играло место проведения — Центральный дом художника (ЦДХ) с его ностальгическими, но морально устаревшими интерьерами брежневской эпохи.

Пару лет назад у ярмарки появилась более парадная и претендующая на международный статус версия — Russian Antique & Art Fair (RAAF), два выпуска которой прошли весной 2018 и 2019 годов в Центральном Манеже. Одновременно осенние антикварные салоны проводились в обычном формате и в привычном месте — в ЦДХ. Однако после того как последний окончательно прекратил свое существование в марте нынешнего года (теперь это пространство принадлежит Третьяковской галерее), компания «Экспо-парк» и художественные галереи, годами арендовавшие там помещения, были вынуждены сняться с насиженных мест и искать новую площадку (или разъезжаться кто куда). 

Для Василия Бычкова, главы «Экспо-парка» (его компания организует и Российские антикварные салоны, и другие ярмарки, в том числе книжную non/fiction) и по совместительству президента Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, было важно сохранить пул галерей и найти новое место для проведения ярмарок и выставок в центре Москвы. Так появился «Арт-квартал „Гостиный Двор“», куда переехали часть галеристов из ЦДХ. К ним добавились новые арендаторы, а Российский антикварный салон обрел новую прописку. Теперь и осенние, и весенние ярмарки будут проходить в Гостином Дворе на Ильинке, буквально в двух шагах от Кремля. Хочется верить, что переезд поспособствует обновлению и переформатированию салона. 

Судя по всему, первая ярмарка на новом месте, к тому же юбилейная, 45-я, будет сильно отличаться от предыдущих по подаче материала. В огромном центральном зале Гостиного Двора на время проведения салона появятся отдельные «улицы» для каждого из представленных направлений: антиквариата, винтажа, дизайна и ювелирного искусства. Всего в 45-м Российском антикварном салоне примут участие около 200 российских галерей. 

Среди участников антикварного раздела много старых знакомых — это и Михаил Суслов из Петербурга (под брендом «Частное собрание М.А.Суслова»), и Марина Молчанова («Элизиум»), и Анатолий Боровков («Русский авангард 10–30-х годов»), и семья Кардашиди («Кардашиди-Арт»), и многие другие. 

Некоммерческий проект ярмарки на этот раз приурочен к 15-летию Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. Экспозиция показывает произведения из частных собраний «конфедератов», приоткрывая завесу тайны над тем, что же висит дома у галеристов и антикваров. Из названия «Тренды коллекционирования в России. Шедевры из личных собраний» следует, что кураторы выставки задались целью показать основные увлечения отечественных коллекционеров: иконопись, русская живопись XVIII–XIX веков, «русский импрессионизм» и авангард, искусство советского периода, живопись нонконформистов, а также живопись европейских старых мастеров и кабинетная бронза. 

К ярмарке подготовлена обширная параллельная программа, частью которой — наряду с форумом по юридическим аспектам оборота художественных ценностей и образовательными лекциями — станут встречи с коллекционерами. 
Многие галереи по традиции подготовили собственные тематические экспозиции. Антикварная галерея «Петербург» представит русскую живопись середины XIX — первой трети XX века, в том числе позднюю работу Ильи Репина «Натурщица», 1920-х годов. 

Галерея «Веллум» делает ставку на модную сейчас гендерную тему. На ее стенде можно увидеть произведения двух типов — это женские образы, такие как «Молодая баба на фоне церкви» Филиппа Малявина или «Юпитер в образе Дианы и нимфа Каллисто» Карла Беггрова, и живопись известных художниц — Ольги Делла-Вос-Кардовской, Александры Коноваловой, Ольги Остроумовой-Лебедевой. 

Тематическая экспозиция галереи «Русский модерн» называется «Путешествия русских художников» и обыгрывает таким образом работы отечественных мастеров конца XIX — первой половины XX века, созданные за границей. Один из самых ярких здесь — парижский вид Климента Редько с изображением модного автомобиля 1920-х годов.

На ярмарочной «улице» дизайна профильные галереи, в том числе «Тираж 1/1», «Эритаж», PA Gallery, будут соседствовать со стендами современных дизайнеров Анастасии Панибратовой, Марии Романовой и Ольги Солдатовой. В ювелирной секции представлены украшения отечественных брендов Сhamovskikh, Maxim Demidov, Notivory Art, NovalArt, Tarutin. Нашлось место, точнее, «улица» и винтажным украшениям, сумочкам и аксессуарам. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+