18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хранители реликвий наводят мосты

№78
Материал из газеты

Орден францисканцев в Иерусалиме расширяет доступ к коллекциям в знак почтения к деятельности своего основателя

Восемь столетий назад святой Франциск Ассизский отправился в Святую землю и Египет, чтобы мирно побеседовать с мусульманским правителем аль-Маликом аль-Камилем, султаном из династии Айюбидов, в то время, когда Европа шла на того войной. Сейчас представители основанного Франциском ордена отдают дань этому событию, расширив доступ к своей коллекции артефактов.

Христианский монашеский орден принимает непрерывный поток туристов и паломников в городе, где большинство населения составляют иудейские и мусульманские общины. В 2016 году францисканцы открыли Музей Святой земли в монастыре Бичевания, расположенном в мусульманском квартале Старого города в Иерусалиме. При исходном бюджете в €3 млн первой заработала мультимедийная экспозиция, рассказывающая об истории христианства в древнем городе. В прошлом году открылся архео­логический отдел музея, где представлены экспонаты, связанные с жизнью местных христиан.

Музей Святой земли стремится к дальнейшему расширению, которое между тем постоянно откладывается из-за необходимости дополнительных трат на реставрацию архитектурных памятников византийского периода, эпохи Мамлюкского султаната и Крестовых походов, поскольку такие древности здесь то и дело обнаруживаются.

Сейчас, в рамках празднования 800-летия паломничества святого Франциска, орден пытается собрать дополнительные €8,5 млн, чтобы открыть для публики два отдела: обновленный археологический в 2021 году и исторический — в 2022-м. Проект осуществляется при поддержке консультантов, в число которых вошло более двух десятков зарубежных экспертов в области музеологии и культурного наследия, среди них — почетный директор Версальского дворца Беатрикс Соль и директор Музеев Ватикана Барбара Ятта.

Францисканцы впервые прибыли в Иерусалим в 1217 году, но отсчитывают свое официальное присутствие в городе с 1219-го. В 1342 году папа Климент VI назначил орден католическим хранителем реликвий в Святой земле. С тех пор коллекция ордена неуклонно росла благодаря щедрым дарам европейских монархов, а также османских султанов, приславших немало иллюминированных рукописей.

После того как в 1901 году францисканцы открыли библейскую археологическую школу и взялись за раскопки и исследования в местах, связанных с историей христианства, их коллекция начала расти уже в геометрической прогрессии. На сегодня собрание ордена включает тысячи артефактов, исторических документов, литургической утвари, картин и других предметов, которые ранее находились в хранилищах, изредка демонстрировались в монастырях или использовались во время богослужения. Небольшие выставочные залы во францисканских монастырях были обустроены еще в начале ХХ века, но посетить их можно только по предварительной записи.

Обновленный отдел архео­логии расположится в монастыре Бичевания. Здесь будут представлены экспонаты, охватывающие период от палеолита до начала эпохи Крестовых походов. Все они были найдены в ходе раскопок Капернаума, Вифлеема и Масличной горы, которые велись под руководством францисканцев. Отец Эудженио Аллиата, археолог и директор музея, говорит, что в экспозицию также войдут коллекция оссуариев (костниц) II века из Иерусалима, египетские артефакты и монеты, имевшие хождение в Святой земле в различные периоды.

Исторический отдел в монастыре Святого Спасителя в христианском квартале будет посвящен истории христианства в Иерусалиме и других святых местах приблизительно с 1200 года и до наших дней. Там представят произведения живописи, работы золотых и серебряных дел мастеров, масляные лампады, потиры, доспехи, османские и мамлюкские фирманы (рукописи) и аптечные банки XVII века, которые монахи использовали при лечении целебными травами до повсеместного распространения больниц. Самым древним экспонатом станет набор органных труб эпохи Крестовых походов, найденный в базилике Рождества Христова в Вифлееме.

Францисканцы подчеркивают, что, делая свою коллекцию более доступной для публики, они таким образом отдают дань восьмивековой деятельности ордена в регионе, вдохновленной примером святого Франциска. «Мы, христиане, лишь небольшая часть населения Иерусалима, но нам нравится наводить мосты, — говорит отец Стефан Милович, директор Францисканского комитета культурного наследия. — Культура — хороший мост. Культура способствует диалогу».

Музей также ведет переговоры с православными церквями Иерусалима, надеясь получить во временное пользование объекты из их коллекций.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+