18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Видеохудожники перешли на язык тела

№78
Материал из газеты

Виктор Алимпиев, Саша Пирогова и Елена Ковылина представляют свои работы на выставке в Барселоне

В выставке «Перспективы. Там, где тело встречает разум», проходящей в рамках фестиваля видеоискусства LOOP в Барселоне, участвуют три российских видеохудожника: Виктор Алимпиев, Елена Ковылина и Саша Пирогова, работы которых предоставил из своей коллекции Газпромбанк. Тема выставки — конфликт духа и тела, зафиксированный вербально и телесно. Кураторы выбрали произведения, вступающие в диалог или конфликт друг с другом. Работы российских художников соседствуют с видеоработами Гэри Хилла, Пабло Лобато и Энрике Рамиреса (из собрания Музея современного искусства MACBA в Барселоне). 

«Комментарий» (1980) Гэри Хилла (классик видеоарта, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале, который в этом году участвовал в проекте Пушкинского музея в Венеции, где разложил живопись Тинторетто на простейшие элементы и спектры), кажется, основан на чистом нарративе. Это манифест, направленный против телевидения и его коммуникационных возможностей, в котором два комментатора бессмысленно перекрикивают друг друга. В «Очереди» (2014) Саши Пироговой заложена литературная основа: фильм сделан по мотивам одноименного романа Владимира Сорокина, где художница перевела сорокинские вопросы и ремарки на язык тела. «Преодолевая стену» (2012) Энрике Рамиреса отсылает зрителя к 13-й статье Декларации прав человека, обеспечивающей свободу передвижения. Сюжет на экране выстраивается из еле заметных движений, покачиваний, тиков и дрожания рук — молчаливые пассажиры парома плывут куда-то в неизвестном направлении в поисках счастья. С тем чтобы в последнем кадре очутиться на выломанном куске пола, вставшем на якорь у неведомого берега. 

Тема телесности и эмоциональности достигает кульминации в «Боксе» Елены Ковылиной — документации ее перформанса, прошедшего в 2005 году в московской галерее XL Projects. Вдохновившись примером дадаиста, поэта и боксера Артура Кравана, племянника Оскара Уайльда, художница отстаивает свое место в искусстве буквально — в честном бою на боксерском ринге, на который вызывает всех желающих помериться с ней силой, выступая одновременно в роли и агрессора, и провокатора, и жертвы.

Casa de Rusia
Перспективы. Там, где тело встречает разум
14–24 ноября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+