18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Питер де Хох выходит из тени своего конкурента

№78
Материал из газеты

Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев

Питеру де Хоху (1629–1684) принято отводить куда более скромную роль в голландской живописи золотого века, чем его знаменитому современнику Яну Вермееру (1632–1675). Хотя оба они были новаторами в живописи, работали со сложными пространственными композициями и эффектами освещения. И жили они в одно и то же время в Делфте: Вермеер с 1653 года и до конца своей жизни, де Хох провел там восемь лет (1652–1660), переехав затем в Амстердам. Возможно, они были и лично знакомы, поскольку оба входили в гильдию святого Луки в Делфте, но документальных подтверждений этому найти не удалось. 

Выставка де Хоха в Музее Принсенхоф включает 29 картин (рисунки мастера не сохранились). Поскольку в Делфте его работ нет, все они предоставлены другими голландскими и международными музеями. В их числе — «Игроки в карты в солнечной комнате» (1658) из Королевской коллекции в Лондоне и «Портрет семьи в Делфте» (около 1657) из Академии изящных искусств в Вене. Последняя — один из немногих семейных портретов, написанных де Хохом в Делфте, который узнается по шпилю Новой церкви на заднем плане. В начале XIX века, когда разгорелись жаркие споры (не утихающие до сих пор) о том, кто на кого повлиял, ряд экспертов приписывал эту картину Вермееру. Вопрос этот витает в воздухе и на нынешней выставке. Но де Хох достиг зрелости своего стиля уже к 1658 году, раньше, чем Вермеер, который быстро перенял эффектные приемы коллеги, в чем-то даже превзойдя его, что побудило того искать новые.

Анита Янсен, куратор Принсенхофа, считает, что именно сцены во двориках Делфта, которые любил изображать де Хох, вдохновили Вермеера написать свою знаменитую «Маленькую улицу» (1658, Рейксмузеум). Что же касается интерьерных сцен, то здесь они, несомненно, соперничали. И судя по тому, что при жизни Вермеер был более востребованным — и дорогим — художником, чем де Хох, современники предпочли первого. Однако впоследствии, в XVIII–XIX веках, де Хох сохранил репутацию одного из лучших голландских жанристов XVII столетия, а Вермеер был практически забыт, и заново его открыли лишь в ХХ веке. Куратор выставки надеется, что эта ретроспектива Питера де Хоха вновь привлечет внимание к ушедшему в тень своего вечного конкурента мастеру. 

Музей Принсенхоф
Питер де Хох в Делфте
До 16 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+