18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Роскошь из французских музеев собрали в Лувре — Абу-Даби

№78
Материал из газеты

Беспрецедентный проект, открывающийся 29 октября, предлагает новый способ понимания роскоши и прослеживает ее исторические истоки

«Десять тысяч лет роскоши» — беспрецедентный проект, задуманный и осуществленный Лувром — Абу-Даби совместно с французскими музеями, и прежде всего парижским Музеем декоративных искусств. Его директор Оливье Габе выступил куратором этой выставки, уже в своем замысле заслуживающей эпитета эпохальной. 

Она объединяет 350 экспонатов из 30 стран, включая ювелирные украшения, мебель, дизайн, моду, произведения искусства. «Роскошь сегодня окружает нас везде: в предметах, образах, языке. Эта выставка собрана из раритетов, хранящихся во французских национальных музеях, но также и из недавних археологических находок в Абу-Даби. Мы предлагаем новый способ понимания того, что такое роскошь, и прослеживаем ее исторические истоки», — говорит Габе.

В наши дни мировые музеи часто обращаются к теме роскоши, охотно показывая звезд моды и дизайна. Достаточно сказать, что в парижском Фонде Louis Vuitton сейчас идет выставка дизайнера-новатора, модернистки Шарлотты Перриан, а год назад нью-йоркский Метрополитен-музей рискнул посвятить большую выставку католическому вкусу, сравнив церковные облачения с экстравагантными созданиями современного кутюра. Такие шоу неизменно собирают толпы, становясь чемпионами по посещаемости. Сфера, которая в русском языке скучно описывается выражением «декоративно-прикладное искусство», имеет немало адептов, и тут есть примеры блестящих выставок — как идущая сейчас в Музее Леопольда в Вене выставка о рождении стиля модерн «Вена-1900» или яркие инсталляции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Что касается древности, то артефакты исчезнувших цивилизаций чаще попадают в раздел археологии и под углом «роскоши» их рассматривают редко. 

Так что сама идея объединить эти столь разные культурные сферы, найти общее между богатыми орнаментами мамлюкского ковра XV века из Египта и доведенными до последней степени минимализма песочными часами нашего современника австралийца Марка Ньюсона, выстроить единое повествование, рассказывающее, как за века изменялось само понятие роскоши, кажется необычайно смелой. 

Впрочем, Лувр — Абу-Даби, открывшийся два года назад, сам по себе является плодом амбициозного эксперимента, возможно самого грандиозного в новейшей музейной истории. Напомним, что он появился на искусственном острове Саадият в результате соглашения Абу-Даби с французским правительством, по которому новому музею на 30 лет передается в пользование имя Лувра, а также экспонаты из его коллекции. Фантастическое здание, больше похожее на город с каналами, было построено по проекту знаменитого французского архитектора Жана Нувеля, и ноу-хау музея состоит как раз в том, чтобы сблизить европейские ценности и культуру Востока. 

Манюэль Рабате, директор Лувра — Абу-Даби, говорит: «На этой выставке мы исследуем, как человечество было связано с роскошью, рассматривая тему будто в длиннофокусном объективе с античных сокровищ до высокой моды наших дней. Такой подход составляет суть универсального нарратива Лувра — Абу-Даби, являясь частью нашей ДНК».

В 12 залах не просто показаны раритеты, но и сформулированы разные концепции роскоши. В древних цивилизациях Месопотамии и Ближнего Востока ценность предметов определялась прежде всего ценностью и редкостью материалов, из которых они были изготовлены, а также их символической важностью с точки зрения верований и обрядов. В Средние века предметы роскоши начали путешествовать из страны в страну, получив широкое распространение благодаря новым торговым путям и развитию технологий. 

Естественно, что на такой выставке особое место уделено Парижу, ставшему мировой столицей роскоши начиная с XVII века, когда создается блистательный Версаль и на пышные причуды королевского двора начинают заглядываться все соседи. В XVIII столетии важную роль в расцвете рынка роскоши сыграли marchand-mercier, торговцы галантерейными товарами и предметами искусства. На выставке воссоздана лавка такого маршана со всем ее ассортиментом, прообраз не только современных модных брендов и их завлекательных бутиков, но и нынешних художественных галерей.

В следующих залах зрителей ждут новые повороты темы. Промышленная революция привела к попыткам сделать роскошное массовым, что можно видеть в прекрасных образцах стилей ар-нуво и ар-деко. Однако уже в ХХ веке понимание роскоши кардинально меняется: дизайнеры стремятся к простоте и минимализму, возводят в культ натуральные материалы, подчеркивающие близость к природе, и ищут новые ресурсы — как образов, так и их интерпретаций. Выставка представляет феномен модных именных домов во всем их великолепии — тут и ставшие иконами стиля винтажные наряды от таких грандов, как Коко Шанель, Эльза Скьяпарелли, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Аззедин Алайя, так и современные шедевры знаменитых брендов, в числе которых Cartier, Hermès, Louis Vuitton, Van Cleef & Arpels. 

В финале выставка ставит вопрос: «Что такое роскошь сегодня?» Ответ кажется парадоксальным, но только на первый взгляд: «Это то, что нельзя купить за деньги». Понимание роскоши на наших глазах все больше смещается от производства искусно сделанных вещей, товарно-денежных отношений к новой философии жизни. В эпоху консюмеризма и перепроизводства роскошью становится свободное время, свобода передвижения, свобода выбора. На первый план выдвигаются художники, которые исповедуют принципы «устойчивого развития», то есть стремятся к экологичности и даже этичности своих изделий. Эпоха соцсетей и броуновской циркуляции имиджей порождает новых героев — звезд Instagram и уличной моды, и без демократичности теперь не может быть и элитарности. 

Культурная программа выставки посвящена феномену «дивы» — женщинам, ставшим объектом всеобщего поклонения. И это отнюдь не только оперные примадонны прошлого и современные топ-модели. Серия концертов и перформансов отдает дань великим героиням арабского мира — популярнейшим певицам, египтянке Умм Кульсум (1904–1975) и ливанке Файруз (р. 1935), чей псевдоним значит «бирюза». Файруз часто зовут «матерью ливанского народа». Так что и здесь музей следует своей объединяющей миссии. 

Наконец, посетителей выставки ожидает еще один сюрприз — это USO, то есть «неопознанный ароматный объект». Эфемерная инсталляция в виде облака духов создана парфюмером Cartier Матильдой Лоран с использованием новейших технологий управления климатом. Это первая подобная инсталляция в арабском регионе. Чтобы окунуться в облако, нужно подняться в стеклянную капсулу под гигантским куполом музея — и оценить остроумный отсыл к древним временам, когда благовония были драгоценностями. 

Лувр — Абу-Даби
Десять тысяч лет роскоши
29 октября - 18 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+