18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В составе красок Максимилиана Волошина обнаружили крымские минералы

№78
Материал из газеты

В Иконотеке А.Н.Овчинникова, филиале Центра Грабаря, открывается выставка акварелей Максимилиана Волошина, которые, как выяснили реставраторы, оказались связаны с землей Крыма буквально

Акварелями художника, поэта и философа, одного из самых известных представителей русского Серебряного века реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) занимались более двух лет. Некоторые из этих 22 листов хранились в запасниках музея-заповедника «Киммерия М.А.Волошина» и никогда не показывались на публике; в основном это листы 1920-х годов с видами Крыма.

«Мы не первый раз встречаемся с акварелями Волошина. И мы, и наши коллеги в других музеях знаем, что пигменты, которыми он пользовался в своих работах, ведут себя причудливо, — рассказывает Ольга Темерина, реставратор графики высшей категории и заместитель директора ВХНРЦ по научной и выставочной работе. — Даже при самой деликатной обработке они могут поменять цвет, они нестойки к любому воздействию. Именно поэтому, прежде чем приступить к работе, мы провели ряд исследований». При изучении под микроскопом ученые увидели частицы минералов, причем их вид совершенно не совпадал с тем, как выглядит промышленная акварель. 

Воспоминания и письма подтвердили догадки: многие пигменты Волошин делал сам из минералов, которые собирал во время прогулок по коктебельским горам. Причины были приземленными: в 1920-х в Крыму было не достать тех дорогих французских красок, которыми художник пользовался раньше. Однако Волошин воспринимал это, скорее, как творческий вызов. В автобиографической книге «О самом себе» он писал: «Вообще, в художественной самодисциплине полезно всякое самоограничение: недостаток краски, плохое качество бумаги, какой-либо дефект материала, который заставляет живописца искать новых обходных путей и сохранить в живописи лишь то, без чего нельзя обойтись». 

Рентгенофлуоресцентный анализ позволил определить химический состав пигментов. Это разнообразные охры и земли, которыми художники пользуются испокон веков. Хочется видеть во всем этом и символический смысл: земля древней Киммерии не только вошла в стихи и стала главным сюжетом акварелей Волошина — она физически присутствует в его красках.

Прежде чем вернуть акварели в Крым, эти листы — с удаленными желтыми «лисьими пятнами», обработанные закрепляющим составом и подклеенные — показывают на выставке в Иконотеке А.Н.Овчинникова (до 20 декабря).  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+