18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Лондоне доверились гению Малевича

Первая масштабная ретроспектива автора «Черного квадрата» в Великобритании.

Первая ретроспектива Казимира Малевича в Тейт Модерн и всего лишь вторая его выставка в Великобритании (первая прошла в середине прошлого века) рассказывает историю просто и ясно. От входа до Черного квадрата — стремительное развитие: ранний интерес к символизму и импрессионизму сметает увлечение кубизмом. Совсем ненадолго, в начале 1910-х, Малевич занят «русским духом» примитивов и парадоксами «алогизма», где корова рифмуется со скрипкой. Еще чуть-чуть, и вот уже на подходах к самому знаменитому произведению Малевича появляется квадратик в эскизах к постановке Победы над Солнцем (1913). Зал, посвященный «иконе нового времени», впервые явленной миру вместе с другими супрематическими картинами на рубеже 1915–1916 годов на знаменитой выставке 0.10, оформлен в соответствии с фотографией легендарной экспозиции — с Черным квадратом в «красном» углу и теми из сохранившихся работ, которые удалось заполучить для этой выставки, на прилегающих стенах. Свободно развесили супрематизм в соседних залах: некоторые шедевры приходится разглядывать задирая голову, — но что делать, если есть снимок, свидетельствующий о том, что именно так обращался со своими работами автор?! Новый поворот обозначен «архитектонами» и воздушными, преодолевающими все земное, картинами из серии «Белое на белом», затем мы видим, как подхватываюти развивают идеи ученики мастера, и, наконец, все обозначенные прежде мотивы переплетаются, повторяются, сливаются в самых причудливых сочетаниях в зале с графикой. После — только суровый реализм последних лет жизни.

Череду ретроспектив (из Амстердама в Бонн с последней остановкой в Лондоне) трудно считать одной выставкой, так сильно разнились они составом работ, их числом и оформлением пространства. Экспозиция Тейт самая сдержанная. Доверившись гению Малевича, здесь обошлись без новейших дизайнерских эффектов. Только немного цвета — от желтого в начале через оттенки серого и коричневого к белому в последних залах. И ритм: экспозиция, местами предельно разреженная — одна картина на стене, — становится насыщенной в залах, отведенных началу пути и последним годам, работе с учениками и графике. А раскрашенный в два цвета в знакомой всякому посетителю советских учреждений манере, которую теперь за границей называют «кабаковской», ученический зал забит от пола до потолка. Путешествующую ретроспективу кураторы Тейт дополнили произведениями с только что завершившейся выставки в Дюссельдорфе, приехали и картины из Русского музея. Сорок четыре владельца предоставили более 400 работ, сделав экспозицию одной из самых представительных, и это при том, что грядущее 100-летие супрематизма сделало и без того драгоценные произведения его изобретателя невероятно востребованными. Увы, не на родине героя.
Тейт Модерн
Казимир Малевич

Лондон
До 26 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+