18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Германия создает единый фонд для сохранения своего фотографического наследия

№77
Материал из газеты

Федеральный министр культуры признает, что в этой сфере страна существенно отстает от соседей, где уже созданы соответствующие государственные структуры

Министр культуры Германии Моника Грюттерс созвала группу экспертов для разработки плана центрального учреждения, которое будет заниматься архивированием и продвижением фотографического культурного наследия страны. «Я не могу и не буду оставаться в стороне перед угрозой утраты ценного культурного наследия, — заявила министр в берлинской Академии художеств минувшим летом. — Разве не миссия федерального правительства — сохранять работы выдающихся фотографов, так же как произведения литературы или музыки?»

По словам Грюттерс, в ходе ее многочисленных бесед с фотографами и экспертами из музеев, арт-дилерами и искусствоведами обнаружилось «значительное отставание в формировании визуальной памяти нашего общества». Она указывает, что в соседних странах — Австрии, Нидерландах, Франции и Швейцарии — уже созданы соответствующие государственные учреждения, которые управляют культурным наследием ведущих фотографов.

Сохранение, каталогизация и оцифровка фотографий — огромная проблема, как из-за нехватки пространства, так и по причине отсутствия экспертизы, считает Катрин Пич, реставратор Нидерландского музея фотографии в Роттердаме и одна из четырех членов экспертной группы Моники Грюттерс. Ее коллеги — Томас Вески из Фонда фотографии и медиа­искусства в Ганновере, куратор и ученый Уте Эскильдсен и Томас Гетгенс, почетный президент Исследовательского института Гетти. 

«Архивы фотографа могут быть огромными, до сотни тысяч негативов, — говорит Пич. — Музеи часто от них отказываются, потому что такие объемы просто негде хранить». Нидерландский музей фотографии собирает, восстанавливает и предъявляет публике фотографическое наследие Голландии. Швейцарский фонд фотографии в Винтертуре выполняет ту же роль в Швейцарии; в его коллекции более 1 млн слайдов и негативов, которые регулярно принимают участие в выставках.
В Германии, где культурная политика является приоритетом для 16 федеральных земель, управление фотографическим наследием до сих пор было в ведении музеев, университетов и государственных архивов. Но музеям часто не хватает ресурсов, многие коллекции попросту негде хранить и экспонировать. Некоторым фотографам не остается ничего другого, как создавать свои, независимые архивы.

Однако Хуберт Лохер, директор Немецкого документального центра истории искусства в Марбурге, не уверен, что Германии нужен центральный фонд фотографии. Учреждение, которое он возглавляет, управляет наследием нескольких фотографов, хотя внимание центра сосредоточено в большей степени на фотографии как части истории искусства, нежели собственно на работах художников. По словам Лохера, в данном случае более уместной оказалась бы сеть фотоинститутов, каждый со своей специализацией и, возможно, работающий при поддержке центрального федерального офиса. Он отмечает, что не всегда легко отделить фотографов-художников от тех, кто работает в журналистике или моде. Например, кадр из военного репортажа может быть представлен на музейной выставке. «И где же эта граница? — спрашивает Лохер. — Когда фотограф становится художником?»

Немецкие музеи, та же Пинакотека современности в Мюнхене, иногда принимают частные фотоархивы, говорит Инка Греве Ингельман, глава отдела фотографии и новых медиаколлекций. В музее хранится наследие Карла Блоссфельдта и Альберта Ренгера-Патча, состоящее из 2,4 тыс. и 3,5 тыс. оригинальных кадров соответственно. Кроме того, два архива содержат около 11 тыс. негативов на стеклянных пластинах, а также многочисленные документы и редкие книги. «Но это два самых важных для культурного наследия Германии фотографа, — подчеркивает Ингельман. — Все уместить нельзя. И вопрос не только в хранении — надо же еще поддерживать интерес к работам с помощью выставок и академических исследований». Даже центральный институт должен быть избирательным в отношении наследия, которое он принимает, предупреждает она. Впрочем, несмотря на опасения, Инка Греве Ингельман приветствует инициативу Грюттерс: «Новое центральное учреждение может сыграть важную роль, подав хороший пример, и привлечь внимание общества к этой проблеме». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+