18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Пушкинском открылась выставка «Восточный джаз/East West Jazz»

№77
Материал из газеты

Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой

Новая выставка ГМИИ им. А.С.Пушкина объединяет красочные восточные халаты и ткани с произведениями европейской абстрактной живописи. Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы выставки — сотрудники ГМИИ Анна Клочкова, Николай Молок, Сурия Садекова и историк искусства, а в прошлом арт-директор французского издания журнала Vogue Патрик Уркад — показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой.

В основе выставки — две частные коллекции. В последнее время показ значимых частных собраний широкой публике — одно из стратегических направлений в деятельности музея. Среднеазиатские халаты и ткани (более 30 образцов) предоставил Александр Клячин, бизнесмен, владелец отеля «Метрополь», член попечительских советов Еврейского музея и центра толерантности и Большого театра. Работы абстракционистов послевоенной поры в экспозиции (среди них произведения Виктора Вазарели, Джима Дайна, Франсуа Морелле, Николя де Сталя, Ханса Хартунга) — из коллекции Жан-Клода Гандюра, швейцарского бизнесмена и основателя нескольких благотворительных фондов.

Пушкинский музей дополнил экспозицию работами из собственного собрания: редко показываемой графической серией Анри Матисса «Джаз» и произведениями Василия Кандинского. А произведения Даниеля Бюрена, Александра  Колдера, Джоан Митчелл, Сержа Полякова, Лучо Фонтаны на выставке — из Центра Жоржа Помпиду,  Музея современного искусства и Центра промышленного дизайна в Париже.

Собранная Александром Клячиным обширная коллекция халатов и восточных тканей, особенно бухарских и хорезмских икатов второй половины XIX века, считается одной из самых репрезентативных в мире. Когда-то именно искусство Востока дало европейским художникам импульс к переоценке и расширению диапазона выразительных и смысловых возможностей нефигуративного искусства. 

Россия в начале ХХ века была в авангарде этих экспериментов. «На Западе цивилизация, а на Востоке — культура. Теперь нужно бороться против Сезанна, Пикассо и западничества», — полемически заострил свою позицию Михаил Ларионов, как-то раз говоря о развороте на Восток, совершенном им и Наталией Гончаровой. Пушкинский музей своей выставкой возобновляет этот диалог, а композиции из тканей, халатов и абстрактных полотен в экспозиции — еще один пример того, как в последние годы ГМИИ ищет и находит новые формы подачи материала в своих выставках.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Восточный джаз/East West Jazz
1 октября – 15 ноября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+