18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Акселя Краузе исключили из выставки за ультраправые взгляды

№76
Материал из газеты

Лейпцигскую ежегодную выставку в какой-то момент хотели отменить из-за скандала по поводу сначала включения, а затем исключения художника Акселя Краузе, который симпатизирует крайне правой партии «Альтернатива для Германии»

Художник Аксель Краузе в социальной сети высказался против иммигрантской политики канцлера Германии Ангелы Меркель, своим выступлением он расколол общество на два лагеря. Одни считают, что ультраправые взгляды недопустимы в демократической стране, другие уверены, что свобода слова — неотъемлемая часть демократии, поэтому невозможно наказывать художника неучастием в выставке, если он критикует правительство и прямо говорит о своих политических предпочтениях.

Для Лейпцигской ежегодной выставки год выдался непростой. Настолько, что ее даже в какой-то момент хотели отменить из-за скандала по поводу сначала включения, а затем исключения художника Акселя Краузе, который симпатизирует крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland, AfD). В конечном итоге выставка открылась, но на шесть дней позже запланированного срока и без Краузе.

Отлученный от выставки художник попал в заголовки газет в прошлом году, когда галерея Kleindienst, его представитель в Лейпциге, объявила, что прекращает сотрудничество с ним из-за политических взглядов Краузе. У себя в Facebook художник написал, что является противником политики канцлера Ангелы Меркель в отношении беженцев, и назвал приток мигрантов в Германию «нелегальной массовой иммиграцией», а партию AfD охарактеризовал как «долгожданный корректив в нездоровом политическом ландшафте». На это владелец Kleindienst Кристиан Зейде заявил, что больше не хочет предоставлять Краузе свои залы. «Я не государственное учреждение, — сказал галерист местным СМИ. — У меня нет мандата, который требует от меня представления всего, что существует в обществе». 

Краузе был одним из 37 авторов, чьи работы предполагалось включить в Лейпцигскую ежегодную выставку, которая на этот раз проходит на бывшей хлопкопрядильной фабрике, превращенной в арт-комплекс с галереями, выставочными площадками и десятками мастерских художников. Организованное художественными и общественными институциями мероприятие проводится ежегодно вот уже 26 лет.

Краузе, родившийся в городе Галле в Восточной Германии в 1958 году, ассоциируется с новой лейпцигской школой живописи, известной фигуративными произведениями, часто с сюрреалистическими элементами. Его вещи продаются на аукционах Sotheby’s. Тридцатого мая он опубликовал в Facebook пост, где заявил, что как художник-«вырожденец» и «возмутитель общественного спокойствия» будет представлен на выставке 2019 года двумя «беззубыми, аполитичными» работами.

На следующий день менеджеры Лейпцигской ежегодной выставки, на которых надавила ассоциация организаторов, объявили, что исключают его из числа участников. Но за пять дней до открытия выставки ее саму собрались отменить, опасаясь скандала вокруг Краузе, который мог бы омрачить торжественную часть и отвлечь внимание от других художников.
Выставка все же открылась, но уже без «беззубых» картин Краузе. Организаторы сообщили, что их решение исключить его было вызвано постом, в котором он назвался «дегенеративным» художником, таким образом косвенно сравнивая себя с авторами, запрещенными нацистами. «Мы не видим причин для пересмотра этого решения», — заявили они.

Однако скандал, вызванный тем, что исключение Краузе — это попытка подавить свободу творчества, продолжает разгораться. Ева-Мария Штанге, министр культуры Саксонии и член Социал-демократической партии, считает ситуацию, сложившуюся вокруг художника, в корне неправильной. «Недопустимо порицать и социально изолировать людей из-за их политической позиции, — заявила она в интервью лейпцигской газете Leipziger Volkszeitung. — „Альтернатива для Германии“ является демократически избранной в парламент партией. Я полностью понимаю, что взгляды Краузе не разделяют и его исключили по веским причинам, но мы живем в условиях демократии, так что мы вынуждены мириться с различными политическими позициями». 

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+