18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее

Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев

Выставка «„Русский Йорданс“. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», где впервые представлены практически все работы художника и его мастерской из музеев страны, открылась в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Основную лепту в экспозицию внесли сам Пушкинский музей и Эрмитаж, где эта выставка прошла весной. В Москве показывают на одну работу меньше: «Бобовый король» остался в Петербурге из соображений сохранности. Также на выставке можно увидеть картины из собраний региональных музеев, до того мало известные не только широкой публике, но и специалистам.

Из Екатеринбургского музея изобразительных искусств приехало полотно «Мелеагр и Аталанта». Прежде его считали репликой картины 1618 года из Антверпена, но при реставрации и подготовке к выставке в 2013 году на нем нашли автограф и переатрибутировали как оригинал работы Йорданса — и даже, возможно, ее первый вариант. Это полотно было передано из Эрмитажа в Екатеринбург в 1949 году. Из Нижегородского государственного художественного музея прибыли «Христос и самаритянка», а Пермская государственная художественная галерея предоставила «Пир короля» (реплику «Бобового короля») и «Павла и Варнаву в Листре».

Впервые широкая публика может увидеть полотно «Оплакивание Христа» мастерской Йорданса, которое находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры и не покидало его с 1794 года. Это самая крупная работа на выставке, и, глядя на нее, нетрудно догадаться, что именно из-за внушительности Екатерина Великая предпочла преподнести ее петербургскому храму, где произведение западного автора стало служить в качестве православного молельного образа. Показательный факт: то, что работа создана Йордансом, а не Рубенсом и изображает «Оплакивание Христа», а не «Снятие с креста», было установлено лишь в XXI веке, что вернуло картину в научный оборот. Предыдущие публикации этого изображения можно найти только в дореволюционных путеводителях по лавре.

Всего в двух залах ГМИИ представлено 18 картин кисти Йорданса и его мастерской, а также 31 рисунок.

Вслед за выставкой коллекции Щукина, только что завершившейся в Пушкинском музее, зритель получил возможность взглянуть на иной путь пополнения собраний наших музеев. Большинство представленных работ Йорданса оказались в России уже во второй половине XVIII века как приобретения императрицы Екатерины II. Русские Йордансы происходят из собраний Роберта Уолпола, Пьера Кроза, а также из коллекций Эрнеста Гоцковского и Генриха фон Брюля.

ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Русский Йорданс». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России
17 сентября – 30 ноября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+