18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее

Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев

Выставка «„Русский Йорданс“. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», где впервые представлены практически все работы художника и его мастерской из музеев страны, открылась в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Основную лепту в экспозицию внесли сам Пушкинский музей и Эрмитаж, где эта выставка прошла весной. В Москве показывают на одну работу меньше: «Бобовый король» остался в Петербурге из соображений сохранности. Также на выставке можно увидеть картины из собраний региональных музеев, до того мало известные не только широкой публике, но и специалистам.

Из Екатеринбургского музея изобразительных искусств приехало полотно «Мелеагр и Аталанта». Прежде его считали репликой картины 1618 года из Антверпена, но при реставрации и подготовке к выставке в 2013 году на нем нашли автограф и переатрибутировали как оригинал работы Йорданса — и даже, возможно, ее первый вариант. Это полотно было передано из Эрмитажа в Екатеринбург в 1949 году. Из Нижегородского государственного художественного музея прибыли «Христос и самаритянка», а Пермская государственная художественная галерея предоставила «Пир короля» (реплику «Бобового короля») и «Павла и Варнаву в Листре».

Впервые широкая публика может увидеть полотно «Оплакивание Христа» мастерской Йорданса, которое находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры и не покидало его с 1794 года. Это самая крупная работа на выставке, и, глядя на нее, нетрудно догадаться, что именно из-за внушительности Екатерина Великая предпочла преподнести ее петербургскому храму, где произведение западного автора стало служить в качестве православного молельного образа. Показательный факт: то, что работа создана Йордансом, а не Рубенсом и изображает «Оплакивание Христа», а не «Снятие с креста», было установлено лишь в XXI веке, что вернуло картину в научный оборот. Предыдущие публикации этого изображения можно найти только в дореволюционных путеводителях по лавре.

Всего в двух залах ГМИИ представлено 18 картин кисти Йорданса и его мастерской, а также 31 рисунок.

Вслед за выставкой коллекции Щукина, только что завершившейся в Пушкинском музее, зритель получил возможность взглянуть на иной путь пополнения собраний наших музеев. Большинство представленных работ Йорданса оказались в России уже во второй половине XVIII века как приобретения императрицы Екатерины II. Русские Йордансы происходят из собраний Роберта Уолпола, Пьера Кроза, а также из коллекций Эрнеста Гоцковского и Генриха фон Брюля.

ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Русский Йорданс». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России
17 сентября – 30 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+