18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вся зелень мира

В Фонде Cartier исследуют связь человечества и деревьев

Парижский Фонд современного искусства Cartier представил грандиозную и по концепции, и по содержанию выставку Trees («деревья» — англ.), где кураторы Брюс Альбер, Эрве Шанде и Изабель Годефруа объединили плоды творчества художников с трудами философов и последними научными исследованиями ботаников. 

Экспозиция выстроена вокруг нескольких крупных блоков произведений, которые посвящены всей возможной флоре в мире. Здесь можно увидеть графику, живопись, фотографии, дневники, научные работы, фильмы, аудио- и видеоинсталляции, созданные художниками (и не только) из Латинской Америки, Европы, США, Ирана и даже коренных общин, таких как нивакле и гуарани в Парагвае и индейцев яномами из центральной области лесов Амазонки. 

Из особенно впечатляющих работ — инсталляция ботаника Стефано Манкузо, пионера нейробиологии растений и защитника концепции растительного интеллекта, в сотрудничестве с голландским художником Тайсом Бирстекером, которая позволяет деревьям «говорить». С помощью ряда датчиков специальная программа выявляет реакцию растений на окружающую среду, загрязнение, а также позволяет визуализировать феномен фотосинтеза, корневую связь и память, буквально делая невидимое видимым. Среди других интересных произведений — заметки ученого-путешественника Фрэнсиса Алле, фильм Реймонда Депардона о жизни платанов и дубов, пышные пейзажи бразильского художника Луиса Зербини, призрачные силуэты высоких деревьев Джоанны Калле, проект архитекторов Чезаре Леонарди и Франки Стаги с их собственной типологией деревьев, их оттенков и цветовых вариаций для проектирования городских парков, а также работы художника-парадоксалиста Фабриса Ибера, который посадил около 300 тыс. семян деревьев в долине Ванде во Франции и демонстрирует живописные наблюдения за своими селекционерскими экспериментами. Из громких имен следует отметить Тони Оуслера с его видеоинсталляцией, Аньес Варда и специально созданный ею для проекта Trees фильм, архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro (авторы проекта парка «Зарядье») с видеоработой Exit. Странно, если бы в проекте о деревьях не появился главный воспеватель их красоты, внешней и внутренней, — Джузеппе Пеноне. Его скульптуры разместили в саду фонда, что само по себе символично: легендарный Жан Нувель создал проект Фонда Cartier как «стеклянный дворец посреди зеленого леса», тем самым лесом в итоге стал сад, созданный архитектором Лотаром Баумгартеном. Теперь его частью стали и деревья Пеноне. 

Выставка совмещает науку и искусство, то есть затрагивает почти все важные аспекты жизни человека, при этом позволяя в новом свете взглянуть на самых старых представителей живого мира планеты — первый известный ископаемый образец растения датируется 385 млн лет назад, в то время как человеческая особь существует, как утверждают ученые, всего 300–400 тыс. лет. Кураторы пытались сделать акцент на том, как сильно человек связан с растительным миром и как мало при этом о нем знает. Этот проект Фонда Cartier вполне можно считать самостоятельным и довольно серьезным исследованием, чем редко могут похвастаться институции, созданные крупными брендами. 


«Деревья»
Фонд современного искусства Cartier,
Париж, бульвар Распай, 261 
До 10 ноября 2019

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+