18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Тысяча лет «сияющей красоты»

№75
Материал из газеты

Художественная культура Византийской империи и Западной Европы в период от поздней Античности до Ренессанса непредставима без искусства мозаики. Исследовательница Лиз Джеймс посвятила ему свой панорамный обзор

Книгу «Мозаика в средневековом мире: от поздней Античности до XV столетия» Лиз Джеймс начинает с описания апсидной мозаики XII века в соборе Святого Климента в Риме. Однако география ее исследования выходит далеко за пределы Италии. Основываясь на современных научных изысканиях, автор ведет убедительный рассказ о целом комплексе мозаик Западной Европы и Византийской империи. Вот лишь несколько сюжетов из книги Лиз Джеймс.  Ею исследовано изображение Богоматери, облаченной в одежды, выложенные дорогой красно-синей тессерой (мозаичные кубики), в апсиде храма Панагии Ангелоктисти в деревне Кити на острове Кипр. Разумеется, рассмотрены мозаики из стамбульского собора Святой Софии. В Италии, помимо Рима, множество великолепных образцов сохранилось в Венеции, Равенне, Торчелло и на Сицилии. Не оставлены без внимания изображения в мечети Омейядов в Дамаске (начало VIII века), в Софийском соборе в Киеве (XI век) и в церкви монастыря Гелати в Грузии (XII век).

Первая часть книги посвящена технической стороне производства тессеры (не только из стеклянной смальты, но и из других материалов), способам изготовления мозаики и сопутствующим затратам, а также отношению профессиональных мастеров к архитектурным особенностям зданий. Например, настенные мозаики, в отличие от напольных, часто имели основу из золотой тессеры, состоящей из золотого листа с содержанием мелких стеклянных кубиков. Серебряная тессера встречалась реже. Использовали художники и мрамор, и перламутр, и мелкие частицы керамики, и даже цветные каменные кубики. В любом случае квалифицированные мастера должны были предвидеть, как законченные изображения будут выглядеть на изогнутых поверхностях купола и свода. Финансовые затраты бывали значительны, но мозаики ценились за свою «сия­ющую красоту». Обычно их создавали с целью восславить Бога, поскольку большинство позднеантичных и средневековых мозаик предназначалось для религиозных сооружений. Лишь в редких случаях они появлялись в интерьерах дворцов.

Во второй части монографии, переходя от века к веку, автор рассматривает образцы мозаик из разных частей света — преимущественно из регионов Средиземноморья, а также из Жерминьи-де-Пре, Ахена и Праги. В каждой главе приведена соответствующая статистика и помещены географические карты, иллюстрирующие распространение этой изобразительной техники. 

Заодно Лиз Джеймс предлагает и новый взгляд на художников, создававших средневековые мозаики. Традиционно считалось, что все самые квалифицированные мастера происходили из Константинополя. Джеймс подвергает сомнению эту привычную гипотезу, указывая на превосходные образцы мозаики в Италии, в частности в Риме, где, как утверждает она, существовала местная традиция, нисколько не уступавшая византийской. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+