18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эффект Гете: как поэт повлиял на искусство

№75
Материал из газеты

Кураторы выставки в Бонне, где в девяти тематических разделах собрано более 300 экспонатов, вновь возвращают нас к переосмыслению наследия великого немца

Иоганн Вольфганг фон Гете был властителем умов всего европейского интеллектуального сообщества конца XVIII — начала XIX века, заслужив высокий титул «последнего титана эпохи Возрождения». Не было такой области в искусстве и науке, где бы Гете — поэт, прозаик, драматург, философ, ботаник, геолог и коллекционер — не оставил заметного следа. К его мнению прислушивались все. Но после смерти Гете его наследие не раз пере­оценивалось, а научные теории были надолго забыты. 

Кураторы выставки в Бонне, где в девяти тематических разделах собрано более 300 экспонатов, вновь возвращают нас к переосмыслению наследия великого немца. Здесь живопись, скульптура, рисунки и гравюры вдохновленных его идеями современников. Среди них — и малоизвестные портреты художников Ангелики Кауфман и Генриха Кристофа Кольбе кисти Гете, и его рисунок со сценой из «Фауста». Здесь же личные вещи Гете, рукопись «Страданий юного Вертера», минералы, майолика из его коллекции. 

Кураторы включили в экспозицию и произведения художников ХХ века, чтобы продемонстрировать актуальность наследия Гете. 

И в этой части выставки посетителей ждет едва ли не самое интересное — неожиданные совпадения знаменитой теории Гете о восприятии цвета, полемизирующей с научной теорией Исаака Ньютона после его опытов с призмой, и экспериментов Василия Кандинского, Пауля Клее, Пита Мондриана. Кинетическое воплощение гетевской теории представлено произведением датско-исландского художника Олафура Элиассона, мастера свето-цветовых эффектов. В его инсталляции «Расскажи мне о чудесном изобретении» (1996) белый и зеленый свет прожекторов направлен на зеркало, где отражается отбрасывающий тени вращающийся диск. В результате белый цвет кажется зеленым, а зеленый — красным. Этот эффект Гете описал еще в конце XVIII века.

Бундескунстхалле
Гете. Преобразование мира
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+