18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Петербург отдает дань уважения маркизу Кампане

№75
Материал из газеты

Коллекция из папского ломбарда объединилась в Эрмитаже

Это принципиальный проект для Государственного Эрмитажа. Музей отдает должное одному из своих «прародителей». Имя маркиза Джанпьетро Кампаны ди Кавелли (1808–1880) гораздо меньше на слуху, чем Генриха фон Брюля, Иоганна Гоцковского, Пьера Кроза, Роберта Уолпола, то есть тех, чьи коллекции покупала Екатерина II. В 1861 году благодаря усилиям Степана Гедеонова, специального представителя Александра II по международному культурному сотрудничеству, из бывшего собрания Кампаны в Эрмитаж поступило более 500 античных ваз, 139 бронз, ювелирные изделия, 9 перенесенных на холст фресок на темы «Метаморфоз» Овидия художников школы Рафаэля и 77 мраморных скульптур, в том числе 1000-пудовый римский «Юпитер» конца I века н.э. Именно после этой покупки Эрмитаж стал большим европейским музеем, а Гедеонов был назначен его директором. 

Выставка подготовлена в тесном сотрудничестве с Лувром, где она прошла в начале года. Так получилось, что два музея оказались держателями основной части собрания Кампаны, которое в лучшие годы насчитывало 12 тыс. произведений искусства — от античных статуй до картин и майолики эпохи Возрождения. Лувру досталось античное золото, собрание древнегреческой керамики и внушительное количество полотен итальянских мастеров XV–XVI веков. 

Судьба маркиза, история его жизни с этической точки зрения — важная часть выставки. Он был главой ссудной кассы Ватикана, или, как ее еще называли, папского ломбарда. Именно Кампана придумал давать деньги под залог произведений искусства. Невозврат кредитов и тогда был делом обычным. Постепенно сложилась уникальная коллекция, которая показывалась публично и называлась музеем Кампаны, поскольку, вероятнее всего, была оформлена на самого маркиза, хотя и считалась собственностью ломбарда Ватикана. Дело в том, что в 1852 году Кампана предлагал ее Николаю I для только что построенного Нового Эрмитажа. Но не сошлись в цене. К 1857 году маркиз окончательно спутал личное и государственное и опустошил казну папского ломбарда из-за своей страсти к искусству. Его осудили на 20 лет тюрьмы. Вскоре, однако, Ватикан сжалился и заменил лишение свободы конфискацией имущества и высылкой из Рима. Гуманные были нравы! Ну а чтобы вернуть деньги ломбарду, коллекцию Кампаны распродали. Лувр и Эрмитаж стали основными приобретателями, некоторые предметы попали в Британский музей и Музей Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта), в музеи других европейских стран и частные собрания.

В Эрмитаже выставлено 400 произведений. Кроме Лувра, в выставке участвуют также римские Капитолийские музеи, музеи Нанта и Авиньона, частные коллекционеры из Италии и Франции. 

Среди самого примечательного из российского музея — уже упомянутый «Юпитер» (который, конечно, никуда из зала, носящего его имя, не двинулся), статуя «Афродита с Эротом», бюст Антиноя и «Царица ваз» — чернолаковая желобчатая гидрия с рельефными изображениями богинь, богов и животных. Из Лувра за античность отвечают фрагмент «Алтаря мира», фреска «Весна» и бюст Ариадны. Глиняный «Саркофаг супругов» был сделан в VI столетии. Фаянсовая тарелка «Похищение Европы» создана урбинским мастером Ксанто Авелли в середине XVI века.  

Государственный Эрмитаж
Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны
17 июля – 20 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+