18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Петре открылся новый музей

№75
Материал из газеты

Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис

В судьбе иорданского города Петры, объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, произошло важное событие: недавно здесь открылся новый музей. Его строительство заняло пять лет. Здание стоимостью $7 млн (эти средства были выделены японским Агентством международного сотрудничества) расположилось около входа в археологический парк. Музей был торжественно открыт наследным принцем Иордании Хуссейном.

Находки из древней столицы Набатейского царства, история которой насчитывает более 2 тыс. лет, долгое время экспонировались на территории самого парка, где условия хранения были далеки от идеальных. В новом здании, спроектированном японским архитектурным бюро Yamashita Sekkei, в кондиционированных залах общей площадью 1,8 тыс. кв. м первоначально разместили около 300 предметов из собрания Департамента древностей Иордании. В конце июня к ним добавились экспонаты, вернувшиеся с выставки «Мир между империями» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Прославившаяся на весь мир искусными фасадами гробниц, высеченными в скалах из песчаника, Петра сейчас возрождается как культурная достопримечательность после резкого снижения численности туристов из-за волнений «арабской весны» 2011 года. Новый музей призван помочь вернуть былые показатели посещаемости. Причем речь идет не только об иностранных визитерах — в качестве целевой аудитории рассматриваются и местные жители из города Вади-Муса и окрестного региона.

Хотя Япония сыграла ключевую роль в создании музея, экспозиции и мультимедийный контент разрабатывались в основном иорданскими кураторами, учеными и дизайнерами. Признание национального авторитета было особенно важным моментом, так как в предыдущих музейных проектах в Иордании в значительной степени были задействованы иностранные институты, компании или независимые ученые. Музей находится в совместном ведении Региональной администрации по развитию и туризму Петры, подчиняющейся премьер-министру Иордании, и Департамента древностей.

Постоянная экспозиция — это залы, представляющие историю страны с каменного века до современности. Первая галерея посвящена инженерным решениям, которые обеспечивали водой город в пустыне. Среди главных объектов — инсталляция «Деятельные набатейцы» — круговой зал с двумя десятками скульптурных и архитектурных элементов и потрясающей анимацией на полу, прослеживающей этапы возникновения и развития древнего царства.

Следующие залы иллюстрируют представления набатейцев о жизни и смерти посредством целого спектра экспонатов — от знаменитой гробницы сокровищ и недавних археологических находок до фресок и мозаичных полов. Например, в разделе «Набатейские выражения» демонстрируются надписи на набатейском, греческом и латинском языках, отражающие присущий обитателям Петры космополитизм и их обширные связи с миром. Чрезвычайно интересен камень с высеченной надписью «Петра Метрополис», датируемой II веком н.э., — это одно из немногих сохранившихся упоминаний греческого названия города. Ведь по-набатейски он назывался Ракму — имя, важное для национального самосознания.

Наконец, раздел «Возрождение Петры» — это история повторного открытия города европейскими исследователями в XIX веке, многочисленные археологические и исторические проекты, которые осуществляются здесь и сегодня, а также традиции местных бедуинов. Обширный хронологический нарратив хорошо продуман и выстроен, а эстетический подход к потрясающим экспонатам, этикетки под которыми не перегружены текстом, является основным козырем музея. Около 50 предметов демонстрируются здесь впервые, в том числе римская статуя Афродиты, фрагменты которой были обнаружены в 2016 году. С другими артефактами, пока отправленными в запасники, работают реставраторы.
Расположенный по соседству центр для посетителей, где во время строительства музея временно размещались экспонаты, будет перестроен под образовательные и просветительские проекты. В целом же новому учреждению есть куда развиваться: здесь пока не очень обширное хранилище, да и потребность в реставрационных помещениях все еще сохраняется. Но главное уже происходит: посетителей становится все больше. 


Петра: рукотворное изобилие воды в пустыне

Скальная архитектура Петры вызывает неизменный восторг туристов, однако этот древний город отличался не только красотой, но и на удивление рациональным устройством. В частности, в условиях жаркой пустыни насущной проблемой для набатейцев был дефицит пресной воды, и с ней они справились блестяще. Водоснабжение Петры обеспечивала разветвленная система терракотовых труб и двух сотен резервуаров, хранивших драгоценную дождевую воду. Продуманные инженерные решения позволяли осуществлять водосбор с территории общей площадью около 1 тыс. кв. км. 
Этот гидротехнический проект стал одним из важнейших факторов, способствовавших расцвету города в начале I тысячелетия н.э. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+