18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русская история и искусство на аукционе Hermitage Fine Art в Монте-Карло

Среди уникальных исторических предметов и рукописей — костюм Феликса Юсупова, письма княжны Таракановой и автограф Сержа Лифаря

В течение трех дней — 5, 6 и 7 июля — аукционный дом Hermitage Fine Art представит произведения искусства и рукописи, иллюстрирующие важные события русской истории и культуры XVIII–XX веков.

Первый аукционный день будет посвящен работам ленинградских художников-нонконформистов 1950–1980-х годов. Хотя искусство нонконформистов (или неофициальное искусство СССР, андерграунд) по соображениям политической и идеологической цензуры было запрещено властями, оно широко проникло в среду творческой и научной интеллигенции. На квартирные выставки в те годы в Ленинграде приходили тысячи людей. На аукционе в Монако будут выставлены на торги работы Владлена Гаврильчика, Юрия Дышленко, Николая Зверева, Вячеслава Побоженского, Михаила Шемякина и других.

В преддверии второго дня торгов впервые в Монако легендарный историк, писатель и драматург Эдвард Радзинский выступит с лекцией о великой авантюристке княжне Таракановой. Этот персонаж выбран не случайно: одним из топ-лотов аукциона станут пять личных писем княжны — самозванки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, в 1774 году заявившей о своих притязаниях на российский престол. Два письма адресованы турецкому султану, три других — лорду Гамильтону; в лот также включена переписка исторических фигур, вовлеченных в интригу «княжны» против Екатерины II.

Среди других выдающихся лотов — костюм князя Феликса Юсупова, имя которого связано с убийством Григория Распутина. Кафтан и сапоги выполнены в русском стиле. В этом костюме Юсупов произвел фурор на костюмированном балу в 1912 году в Лондоне. Существует фотография князя в этом одеянии; Юсупов также описывает его в своих воспоминаниях: «По возвращении в Англию получил я приглашение на костюмированный бал в Альберт-Холл. Заказал в Петербурге русский костюм из золотой с красными цветами парчи 16 века. Вышло великолепно. Кафтан и шапка расшиты были брильянтами, оторочены соболями. Костюм произвел фурор. В тот вечер со мной перезнакомился весь Лондон, а назавтра фотографию мою напечатали все лондонские газеты». Теперь костюм (на котором сохранились жемчужные украшения) продается с оценкой в €150–180 тыс. 

Среди других вещей на торгах — серебряный сервиз для чая и кофе из четырех предметов в стиле неоампир, некогда принадлежавший аристократической семье Елизаветы Демидовой-Оболенской. Сервиз, созданный европейскими мастерами на рубеже XIX–XX веков, оценен в €1,5–2 тыс. На продажу также выставлены автографы деятелей русской истории, науки и культуры нескольких столетий — от автографов русских царей до образцов, связанных с легендой мирового балета Сержем Лифарем и нейрохирургом, советским академиком Антоном Бондарчуком. Также привлекают внимание страницы архива посольства России при испанском дворе, письма, адресованные Степану Степановичу Зиновьеву, тайному советнику, камергеру, на протяжении 20 лет представлявшему интересы Екатерины II в Мадриде.


Аукционный дом Hermitage Fine Art
Hotel Metropole Monte-Carlo
5, 6 и 7 июля

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+