18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что мешает русскому арт-рынку

№74
Материал из газеты

Жесткое законодательство и отсутствие системной поддержки искусства

Проблемы российского арт-рынка в узком кругу обсудили отечественные антиквары на юридическом форуме 17 апреля в рамках ярмарки Russian Antique & Art Fair в Манеже, а затем обозначили уже в присутствии зарубежных гостей на I Российском саммите коллекционеров Cube.Collectors 23 апреля.

Юридический форум, организованный Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МКААД), был посвящен различным аспектам оборота движимых культурных ценностей. Главной темой стало регулирование в области права следования. По вступившему в силу в сентябре 2018 года постановлению к закону о праве следования с каждой продажи продавцы искусства, если в сделке участвует хотя бы одно юридическое лицо или ИП, должны делать отчисления в размере 5% в пользу художника или его наследников (в течение 70 лет после его смерти). Платежи аккумулирует аккредитованная государством организация — УПРАВИС. Дилеры не отказываются выплачивать авторские отчисления — закон есть закон, — но не согласны с некоторыми методами УПРАВИС. Например, с тем, что платить придется даже в том случае, если точно известно: у умершего художника наследников нет. 

Управляющий партнер юридической компании «Сертас Групп» Станислав Бахолдин, представляющий интересы МКААД, рассказал о мерах, которые конфедерация предлагает принять с целью урегулирования взаимоотношений с УПРАВИС: законодательно закрепить обязанность выплаты авторского вознаграждения по праву следования за покупателем произведения искусства и установить минимальную сумму продажи произведения искусства для уплаты вознаграждения по праву следования так, чтобы обслуживание выплаты сбора не превышало бы размер этого сбора.

Еще одна вечно актуальная тема — ввоз и вывоз культурных ценностей. Соучредитель «Галереи Альбион», эксперт Министерства культуры Виктория Лаптева в своем докладе дала пошаговую инструкцию по тому, как правильно ввозить искусство в Россию и вывозить из страны. Она предостерегает: за нарушение законов предусмотрена административная и уголовная ответственность вплоть до реальных тюремных сроков. Конечно, можно поручить транспортировку надежным транспортным компаниям — это более безопасно и комфортно, но и затратно. О специфике их работы рассказала на Cube.Collectors Диана Моцонашвили, управляющий партнер компании Fineartway, с которой сотрудничают многие российские музеи.

«Открываются новые галереи, новые пространства, появилась новая ярмарка, есть новое поколение коллекционеров. Галереи делают максимум возможного, но, в отличие от других стран, у нас нет системной поддержки современного искусства — со стороны государства, частных коллекционеров, различных общественных институций, музеев», — отметил куратор и арт-менеджер Николай Палажченко. Ему возражал коллекционер Валерий Дудаков: «Институты сами по себе не рождают спрос. Можно умножать ярмарки и галереи — цены-то они не создают». Прежде всего, не хватает частного капитала, который мог бы поддерживать художников. Генеральный директор портала Artinvestment.ru Константин Бабулин посетовал, что цены на рынке русского искусства за последние пять лет снизились вдвое, а оборот упал чуть ли не в шесть раз. По его мнению, рассчитывать на рост, пока в стране сохраняется такая экономическая ситуация, а искусство зажато в рамки цензуры, не приходится.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+