18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Что мешает русскому арт-рынку

№74
Материал из газеты

Жесткое законодательство и отсутствие системной поддержки искусства

Проблемы российского арт-рынка в узком кругу обсудили отечественные антиквары на юридическом форуме 17 апреля в рамках ярмарки Russian Antique & Art Fair в Манеже, а затем обозначили уже в присутствии зарубежных гостей на I Российском саммите коллекционеров Cube.Collectors 23 апреля.

Юридический форум, организованный Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МКААД), был посвящен различным аспектам оборота движимых культурных ценностей. Главной темой стало регулирование в области права следования. По вступившему в силу в сентябре 2018 года постановлению к закону о праве следования с каждой продажи продавцы искусства, если в сделке участвует хотя бы одно юридическое лицо или ИП, должны делать отчисления в размере 5% в пользу художника или его наследников (в течение 70 лет после его смерти). Платежи аккумулирует аккредитованная государством организация — УПРАВИС. Дилеры не отказываются выплачивать авторские отчисления — закон есть закон, — но не согласны с некоторыми методами УПРАВИС. Например, с тем, что платить придется даже в том случае, если точно известно: у умершего художника наследников нет. 

Управляющий партнер юридической компании «Сертас Групп» Станислав Бахолдин, представляющий интересы МКААД, рассказал о мерах, которые конфедерация предлагает принять с целью урегулирования взаимоотношений с УПРАВИС: законодательно закрепить обязанность выплаты авторского вознаграждения по праву следования за покупателем произведения искусства и установить минимальную сумму продажи произведения искусства для уплаты вознаграждения по праву следования так, чтобы обслуживание выплаты сбора не превышало бы размер этого сбора.

Еще одна вечно актуальная тема — ввоз и вывоз культурных ценностей. Соучредитель «Галереи Альбион», эксперт Министерства культуры Виктория Лаптева в своем докладе дала пошаговую инструкцию по тому, как правильно ввозить искусство в Россию и вывозить из страны. Она предостерегает: за нарушение законов предусмотрена административная и уголовная ответственность вплоть до реальных тюремных сроков. Конечно, можно поручить транспортировку надежным транспортным компаниям — это более безопасно и комфортно, но и затратно. О специфике их работы рассказала на Cube.Collectors Диана Моцонашвили, управляющий партнер компании Fineartway, с которой сотрудничают многие российские музеи.

«Открываются новые галереи, новые пространства, появилась новая ярмарка, есть новое поколение коллекционеров. Галереи делают максимум возможного, но, в отличие от других стран, у нас нет системной поддержки современного искусства — со стороны государства, частных коллекционеров, различных общественных институций, музеев», — отметил куратор и арт-менеджер Николай Палажченко. Ему возражал коллекционер Валерий Дудаков: «Институты сами по себе не рождают спрос. Можно умножать ярмарки и галереи — цены-то они не создают». Прежде всего, не хватает частного капитала, который мог бы поддерживать художников. Генеральный директор портала Artinvestment.ru Константин Бабулин посетовал, что цены на рынке русского искусства за последние пять лет снизились вдвое, а оборот упал чуть ли не в шесть раз. По его мнению, рассчитывать на рост, пока в стране сохраняется такая экономическая ситуация, а искусство зажато в рамки цензуры, не приходится.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+