18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новые музейные риски

№74
Материал из газеты

Популистские партии побеждают в демократических странах, и музеям надо отстаивать свои позиции

В либеральных демократиях существуют преграды, не позволяющие, чтобы государственное финансирование культуры влекло за собой политический контроль над ее содержанием: сохранение дистанции между властью и культурными учреждениями, децентрализация решений, касающихся приоритетов в сфере культуры, закрепленная законодательством свобода слова и либеральная пресса. Эти принципы завоеваны с трудом, вводились медленно и не без ошибок, но результат достигнут: попытки политиков контролировать музеи стали редкими, а в случаях такого вмешательства власть часто оказывается в проигрыше.

Другое дело — «нелиберальные демократии». Политический контроль здесь часто становится ценой, которую институциям приходится платить за государственную поддержку. Ослабление правовой защиты свободы слова и свободы прессы, что стало отличительной чертой популистских и националистических режимов, помогает этот контроль заполучить и замаскировать. Мы являемся свидетелями глобального усиления нелиберальной демократии, спровоцированного «евроскептицизмом», вызванной войнами и изменением климата нелегальной миграцией, исламофобией, терроризмом и неравенством, порожденным мерами жесткой экономии. В результате популистские и националистические правительства пришли к власти в Бразилии, Индии, Мексике, США и Филиппинах, а также в Венгрии, Колумбии, Польше, Турции и Японии. А в составе коалиций — еще в почти 20 государствах. Недавнее исследование газеты Guardian в 31 стране показало, что один из четырех европейцев отдает свой голос за популистов.

Музеи исторически склонны к напряженным отношениям с такими правительствами. Их принципы — приверженность свободе художественного самовыражения, научному методу, интеллектуальному скептицизму и стремление к объективности и разуму — прямо противоположны установкам популизма и национализма. Любое покушение на такую шкалу ценностей — покушение на смысл существования музеев.

Пока дело ограничивается угрозами. Требование партии «Венгерский гражданский союз» (ФИДЕС) согласовать идеологию нового Музея холокоста в Будапеште, аналогичное вмешательство польского правительства, возглавляемого партией «Право и справедливость», в дела нового Музея Второй мировой войны в Гданьске — в этом ряду. Министр культуры Италии Альберто Бонизоли пригрозил не продлевать контракты иностранцам, управляющим государственными музеями. Президент Бразилии Жаир Болсонару желает переписать историю страны и покушается на закон о налоговых вычетах для корпораций, поддерживающих искусство. В США в недавнем проекте госбюджета в третий раз предлагается ликвидировать федеральное финансирование искусства и гуманитарных наук, государственных телеканалов и радио, библио­тек и музеев, на которые тратится около $897 млн в год. Несложно увидеть, как корабль постепенно приближается к айсбергу.

Политическая эрозия институциональной независимости подступает незаметно. Жесткий памфлет Тимоти Снайдера «О тирании: 20 уроков ХХ века» и множество книг и статей о возрождении национализма, популизма и авторитаризма в демократических государствах напоминают о механике этих процессов в 1930-х годах в Европе. Первые симптомы часто незаметны, обычно они принимают форму тонких превентивных действий со стороны институциональных лидеров. «Главное искушение — в самоцензуре», — так описал свой опыт у руля Дома искусства в Мюнхене покойный куратор Оквуи Энвезор. 

Кодекс этики Международного совета музеев гласит: «Высокий профессиональный и институциональный уровень этики и автономность музеев не должны приноситься в угоду финансовым или политическим интересам». Реестры рисков, стратегии по их снижению и призывы к неподкупности постоянно встречаются в публикациях о музеях. Следовательно, грамотная оценка музейных рисков, к сожалению, должна включать планирование на случай непредвиденных обстоятельств — для защиты основных ценностей и принципов, которые ими транслируются, в случае если они попраны попечителями или спонсорами. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+