18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Антонио Канова держал в уме великое наследие античности

№73
Материал из газеты

В Неаполе показывают работы художника, вдохновленного помпейскими фресками

Вряд ли можно было найти лучшее место для выставки «Канова и античность», чем Национальный археологический музей Неаполя с его великолепной коллекцией. Современники сравнивали Антонио Канову (1757–1822), самого знаменитого скульптора неоклассицизма, с выдающимися ваятелями Древней Греции и Древнего Рима. С античным искусством Канова познакомился, приехав в 1780 году в Рим, после того как окончил венецианскую Академию художеств и поработал некоторое время в Венеции. Под сильнейшим впечатлением от увиденного в Вечном городе Канова после любил повторять, что великое наследие античности «нужно держать в уме, чувствовать в крови, пока оно не станет естественным, как сама жизнь». А насколько полно он сумел воплотить свое творческое кредо, можно оценить, сравнивая, например, гипсовые версии его атлетов «Кревга» и «Дамоксена» (1794–1795) с исполинским музейным «Геркулесом Фарнезским» или «Тезея и Минотавра» (1782) с античным «Отдыхающим Гермесом». Эту бронзовую скульптуру Канова увидел в 1780 году в летней резиденции неаполитанского короля Карла VII в Портичи. 

На выставке представлено более 110 произведений Кановы: скульптуры, рисунки, эскизы, а также — впервые после недавней реставрации — 34 темперы и акварели, вдохновленные помпейскими фресками. Их предоставила глиптотека Музея Антонио Кановы в Поссаньо, родном городе скульптора. Целых шесть мраморных скульптур привезли из Государственного Эрмитажа, где хранится самая крупная в мире коллекция работ Кановы, в том числе знаменитые «Три грации» (1813–1817). Из других примечательных вещей здесь — «Аполлон, венчающий себя венком» (1781–1782) из Музея Гетти в Лос-Анджелесе и одна из мраморных версий «Кающейся Магдалины» из Музеев ди Страда Нуова в Генуе. 

Отдельная тема выставки — Антонио Канова в Неаполе, куда впервые он приехал еще совсем молодым человеком, совершая гранд-тур, а после возвращался уже знаменитым мастером для выполнения заказов местных правителей и высшей знати. Первая его неаполитанская скульптура — «Венера и Адонис» (1789–1794) — представлена на выставке в гипсовой копии. Мраморный оригинал находится в Женевском музее искусства и истории и не подлежит транспортировке. В 1795 году работу приобрел маркиз Франческо Берио и выставил в отдельном павильоне для публики, но вскоре вынужден был его закрыть из-за невиданного наплыва посетителей.  

Национальный археологический музей Неаполя
Канова и античность
До 30 июня

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+