18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Повесть о Петре и Февронии в изображениях XVII века

В московском Музее русской иконы открывается выставка одной иконы — уникального образа «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года

Музей русской иконы продолжает цикл «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России». В его рамках частный московский музей, основанный Михаилом Абрамовым, привозит из региональных музеев иконы, никогда не виданные столичной публикой. На сей раз выбор пал на уникальную икону из древнего Мурома — чтобы, кроме прочего, отметить 100-летие Муромского историко-художественного музея, где она сейчас хранится. Доска только недавно стала доступна зрителям после многолетней реставрации.

Икону «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» можно назвать уникальной по многим причинам. У нее есть точная дата написания (редкость для русского Cредневековья) — 1669 год. Известен и человек, заказавший образ и вложивший его потом в Георгиевскую церковь (построена в 1651-м, разрушена в 1936-м) — посадский человек Сидор Матвеевич Лопатин. В среднике иконы изображены все святые чудотворцы Мурома, по-видимому впервые, так как более ранние подобные изображения неизвестны. Это святой благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором, праведная Иулиания Лазаревская и святые князь и княгиня Петр и Феврония. Сцены именно из их жития (наверное, самых популярных муромских святых) размещены по периметру средника.

История жизни святых Петра и Февронии известна по тексту «Повести», составленной в середине XVI века. Петр был младшим братом муромского князя Павла и едва не погиб, защищая честь его жены от «блудного змея» — оборотня. Исцелила Петра мудрая дева Феврония из рязанской деревни, которую он взял в жены. Когда они унаследовали княжество, бояре не захотели подчиняться княгине-простолюдинке и изгнали ее. Петр последовал за ней, потом супруги, неизменно верные друг другу в горе и в радости, триумфально вернулись на престол. Принявшие в конце жизни монашеский постриг, они умерли в один день; тела их чудесным образом оказывались в одном гробу, как ни пытались их разделить. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года.

К выставке опубликован каталог, в котором все клейма жития, повествующие о судьбе Петра и Февронии, воспроизведены с подробными комментариями и цитатами из оригинальной «Повести».

Музей русской иконы
Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года. Благоверные князья и праведные жены
17 мая — 17 сентября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+