18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

BOZAR показывает, как немецкие и итальянские мастера повлияли на художников Антверпена

№73
Материал из газеты

Выставка «Гравюра в эпоху Брейгеля» — одна из главных в программе года Питера Брейгеля Старшего, приуроченной к 450-летию со дня его смерти

Подготовленная BOZAR совместно с Королевской библиотекой в Брюсселе, выставка охватывает целый век нидерландской гравюры, достигшей в XVI столетии невиданного расцвета. Центром ее был Антверпен, в то время один из богатейших городов Европы.

Печатники, проявляя завидную деловую хватку, ориентировали свою продукцию на самый широкий круг покупателей. Темы тоже были самые разные — религиозные, жанровые и аллегорические, сатира и карикатура и даже пропаганда, прославление дома Габсбургов. Наиболее популярными в начале века были гравюры на темы Страстей Христовых, жития Марии и святых, которые вклеивались в молитвенники. Самая ранняя на выставке — «Мадонна с Младенцем в окружении святых» (1520). Известно и имя автора — Филипп ван Асхе, хотя большинство таких ранних образцов были анонимными. Важное влияние на местных мастеров оказали итальянцы, Андреа Мантенья например. Но главным здесь был, несомненно, Альбрехт Дюрер, посетивший Нидерланды в 1520–1521 годах. Такие мастера, как Лука Лейденский, Ян Госссарт или Дирк Веллерт, очевидно ориентировались и на итальянцев, и на Дюрера, поднявшего гравюру на уровень высокого искусства.

Этому сюжету — «Альбрехт Дюрер и первые художники-граверы» — на выставке посвящена отдельная секция, в которую включен и знаменитый дюреровский «Носорог» (1515). Всего здесь 14 разделов, среди которых такие, например, как «Образ мира. Зарождение пейзажа», «Городские и крестьянские праздники», «Архитектура и орнамент», «Вслед за Босхом». Сам Брейгель, несомненно, величайший нидерландский гравер эпохи, начавший свою биографию художника как график в ­середине 1540-х в Антверпене у Питера Кука ван Альста, на выставке присутствует эпизодически. Королевская библиотека в Брюсселе посвятит ему отдельную выставку «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» (открывается 15 октября), где будут представлены все гравюры и часть рисунков мастера из ее богатейшей коллекции.

Центр изобразительных искусств (BOZAR)
Гравюра в эпоху Брейгеля. 1500–1585
До 23 июня

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+