18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Открыт еще один художник русского зарубежья Константин Кузнецов

Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова выпустил первую в России монографию об импрессионисте

22 апреля в Государственном институте искусствознания (ГИИ) состоялась презентация фонда Константина Кузнецова. Организаторы представили книгу «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» — первое издание о художнике на русском языке. На следующий день там же прошел круглый стол «Константин Кузнецов: возвращение в контекст», в рамках которого выступили заместитель директора по научной работе ГМИИ им. Пушкина Илья Доронченков, Анна Познанская и Алексей Петухов из ГМИИ, Наталья Демина из Эрмитажа, Анастасия Винокурова из Музея русского импрессионизма, искусствоведы Ольга Давыдова и Павел Павлинов, а также главный хранитель музея в Понт-Авене Эстель Гий де Бютт-Фресно. В залах института можно было увидеть мини-выставку произведений Константина Кузнецова 1900–1930-х годов.

Это был первый показ его работ в России и первый проект Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова, основанного в 2017 году по инициативе коллекционера и предпринимателя Андрея Щербинина. Впрочем, возвращение творческого наследия Кузнецова на родину началось гораздо раньше. В 2015 году собиратель советской живописи Андрей Щербинин случайно обнаружил и приобрел в одной из французских галерей несколько картин с подписью «Кузнецов». Он сразу обратил внимание на прекрасную живопись и задался целью установить автора работ. Однако первые попытки узнать что-то о художнике оказались безуспешными. В течение следующих лет при помощи искусствоведов Константина Ещеркина и Екатерины Усовой удалось не только выяснить обстоятельства жизни «русского француза» Константина Кузнецова (1863–1936), но и связаться с его потомками, живущими во Франции. В результате в Россию вернулась большая часть его творческого наследия: около 300 картин, 100 графических работ и архив. По словам Щербинина, за последние четыре года было проведено множество исследований, сотрудники фонда объездили музеи и архивы в России и за рубежом, и итогом этой деятельности стала книга о Константине Кузнецове, подготовленная Екатериной Усовой и изданная студией графического дизайна ABCdesign. Коллекционер отметил, что свою миссию он видит в содействии сохранению творческого наследия художника — именно это и вынесено в название фонда. «Кузнецов — действительно большой, великий русский художник», — сказал Андрей Щербинин на презентации.

Деятельность фонда поддержала Наталия Сиповская, директор ГИИ. На презентации она зачитала приветственное письмо министра культуры РФ Владимира Мединского, направленное «организаторам и участникам проекта, посвященного популяризации творчества художника Константина Кузнецова в России». В своем выступлении она вспомнила о научных изысканиях покойного супруга, искусствоведа Андрея Толстого, автора книги «Художники русской эмиграции» — первого и самого монументального труда по этой теме. «Андрей был бы очень рад появлению такого фонда и этой книги», — сказала Сиповская. Она отметила, что Толстой не любил словосочетание «художники русского зарубежья», словно выделяющее их в какую-то резервацию. Гораздо важнее для него была включенность художников русского происхождения в интернациональный художественный процесс, их международное признание.

Именно о месте Константина Кузнецова в мировом искусстве речь шла и на круглом столе, среди участников которого был Алексей Петухов, автор вступительной статьи к книге о художнике. «И беглого взгляда на полотна Кузнецова достаточно, чтобы удостовериться, что диалог с мэтрами импрессионизма далеко не исчерпывался для него беглым освоением эффектных приемов… Он внимательно изучает все стадии развития импрессионизма и реконструирует для себя его историю, останавливая внимание на наиболее выразительных чертах. В пору сложения художественной индивидуальности Кузнецова основателям импрессионизма было уже за шестьдесят, и вначале русского живописца в равной степени привлекают и дымчатые силуэты позднего Дега, и свободные до резкости мазки зрелого Сислея, и оттенки тел моделей Ренуара завершающего периода его творчества», — пишет Петухов в статье «„Парижский Кузнецов“. Русский мастер в контексте европейской художественной культуры первой трети ХХ века».

Уроженец Нижегородской губернии, Кузнецов с 1900 года жил в Париже, где быстро стал постоянным участником известных салонов: Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Его картины экспонировались на отечественных и зарубежных выставках рядом с произведениями Пьера Боннара, Виктора Борисова-Мусатова, Мориса Дени, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Анри Матисса. Он получил художественное образование в частной академии Фернана Кормона и добился признания. Был обласкан как русской, так и французской критикой: о нем благосклонно отзывались Гийом Аполлинер, Роже Маркс, Франсуа Тьебо-Сиссон и даже язвительный Александр Бенуа. Кузнецов происходил из богатой купеческой семьи и, переехав во Францию, долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он не желал сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, отказался заключить контракт даже с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, в ателье художника на улице Буассонад в Париже остался основной корпус его творческого наследия. 

Ряд произведений Кузнецова есть в собраниях Музея Орсе и Музея Карнавале в Париже, Музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлере, Музея изящных искусств Кемпера, Художественного музея Гааги, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Огромная заслуга в сохранении работ Кузнецова принадлежит его потомкам. Многие десятилетия семья не просто бережно хранила произведения своего русского dedouchka, как пишет Екатерина Усова в книге, но и скрупулезно их каталогизировала, устраивала выставки, а внучка Кузнецова Моник Вивье-Брантом даже защитила диссертацию в Школе Лувра и выпустила монографию о художнике.

Сейчас привезенные в Москву холсты исследуются и реставрируются. Их сохранность уникальна, на каждой из картин остались авторские пометы, выставочные ярлыки, номера парижских салонов. В планах фонда — организация монографической выставки произведений Константина Кузнецова в одном из российских музеев.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+