18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая в России ретроспектива Генриха Худякова проходит в Москве

№73
Материал из газеты

На выставке Jumbo Love© в Московском музее современного искусства показывают объекты, авторские книги, перформативные практики, фото и видео художника Генриха Худякова, уехавшего в США в 1974 году

Генриха Худякова (1930–2019) называли «Хлебниковым русского зарубежья». Поэт, переводчик, он уехал из СССР в США в 1970-е и с головой погрузился в богемную жизнь Нью-Йорка. На выставке ассамбляжи Худякова сопровождают его стихи и тексты, написанные на стенах и звучащие с экранов мониторов. Поэзия здесь преобразуется в орнаменты из культовых знаков, древних символов и иррациональных чисел. 

Еще в СССР Худяков увлекался мистикой, а в Нью-Йорке вошел в образ сэра Галахада, одного из рыцарей короля Артура. В своих объектах он пытался объединить мистицизм и последние научные достижения, рассчитывал пропорции узоров, обращаясь к кельтским манускриптам и к фрактальной геометрии. 

Худяков был настолько ни на кого не похож, что не потерялся даже в таком котле андерграунда, как Нью-Йорк. Он не разделял искусство и жизнь и сам превратился в объект искусства. Придумал рубашки с рисунком, имитирующим галстук, а пиджаки его казались расшитыми драгоценными камнями, хотя он все собирал из мусора под ногами. Как и свои медитативные ассамбляжи. В ход шли фантики, осколки посуды, коктейльные трубочки и даже скорлупки фисташек. Худяков покрывал их красками и превращал в «драгоценности». Некоторые из своих работ он создавал 20–30 лет, постоянно обновляя и добавляя новые штрихи. 

В 1985 году русский художник стал звездой светского приема в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке — да так, что о нем написала газета The New York Times. Но даже на волне внезапной славы отказывался продавать работы, заламывая бешеные цены, чтобы с ними не расставаться. Свои сокровища хранил в своем музее, в который превратил квартиру, называя ее «Янтарной комнатой» или «Малой Сикстинской капеллой» за то, что она, как драгоценная шкатулка, была заполнена его произведениями. Собранные теперь на выставке, они воссоздают атмосферу, в которой жил и творил художник.  

Московский музей современного искусства
Jumbo Love© Генрих Худяков
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+