The Art Newspaper Russia
Поиск

Сделано в Ленинграде: версия коллекционера

Недавно вышедший третий том книжной серии «Модернизм без манифеста» посвящен ленинградской школе 1920–1950-х в собрании Романа Бабичева

Общее название этой книжной серии — «Модернизм без манифеста» — отсылает к проекту в Московском музее современного искусства (сентябрь 2017 — январь 2018). Тогда организаторы выставки приняли решение подготовить две экспозиции, сменявшие друг друга. Первая была, по сути, дайджестом собрания Романа Бабичева и представляла наиболее важные произведения русского искусства от символизма начала ХХ века до 1960-х годов, а вторую часть посвятили ленинградской школе 1920–1950-х. К выставке была приурочена публикация каталогов, тогда издали второй том («Русское искусство. 1920–1950») и четвертый, монографический («Александр Ведерников (1898–1975)»). Вся серия задумана как пятитомник — и такой размах не удивляет: художественный архив Бабичева насчитывает более 4 тыс. единиц хранения.

Недавно вышедший третий том тематически совпадает как раз со второй экспозицией в музее. Составители — сам коллекционер и авторы статей Надежда Плунгян и Мария Силина — не просто вводят в научный оборот множество произведений, но и предлагают новые принципы внутренней разметки советского художественного процесса, рассматривая его как часть мирового модернизма. Живопись, уникальная и тиражная графика, скульптура ленинградских мастеров 1920–1950-х годов — всего 813 работ, опубликованных в каталоге, составляют, по утверждению его научного редактора Надежды Плунгян, «системо­образующую» часть коллекции. Одновременно отмечается, что в это собрание «входит наиболее репрезентативная и крупная из опубликованных частных коллекций ленинградской живописи первой половины ХХ века». 

В начале книги, согласно принятой для каталогов схеме, помещены три текста. Первой идет традиционная прямая речь коллекционера. Он рассказывает о том, с чего начиналась ленинградская часть его собрания, а также описывает, как Русский музей годами планировал приобрести включенные теперь в каталог работы у наследников, но закупка срывалась по разным причинам. Наконец, Бабичев объясняет некоторую нелогичность в структуре серии. Несмотря на то что все работы Александра Ведерникова из его собрания уже опубликованы в отдельном томе, избранные произведения все же вошли и в ленинградский: без них он был бы неполным. Надежда Плунгян в статье «„Ленинградский текст“ 1920–1950-х годов в собрании Романа Бабичева» приводит краткий обзор исследований, статей, монографий и выставок, посвященных искусству Ленинграда. Характеризуя «ленинградский текст» советского модернизма, Плунгян утверждает, что он «сохранил и радикально трансформировал неоклассическую ноту начала века, добавив ей синтетичности, монументальности и социальной конкретики». Исследователь выделяет на художественной сцене города несколько важных группировок и направлений — репродукции работ в издании размещены по этой же системе. Юрий Анненков, Георгий Верейский и другие художники отнесены к кругу «Четырех искусств»; в орбиту «Круга художников» включены, в частности, упомянутый Ведерников, Владимир Гринберг, Татьяна Купервассер и Александр Русаков; в отдельную группу выделены работы, созданные в Экспериментальной полиграфической мастерской ЛОСХа. Развитием идей Павла Филонова и Казимира Малевича занимались своеобразные творческие лаборатории вроде МАИ (Мастерская аналитического искусства) и Группы живописно-пластического реализма. 

Скульптура в нынешнем томе удостоена небольшого, но самостоятельного раздела, а систематизацию ее ленинградских проявлений, пусть и несколько эскизную, в своей статье предлагает Мария Силина. Она выделяет произведения, созданные в академическом стиле (в частности, «Физкультурницу» Матвея Манизера), а также пишет о роли портрета в скульптуре 1920–1950-х годов (работы Бориса Каплянского и Сарры Лебедевой). 

Материалы по теме
Просмотры: 2346
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
4
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
5
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
8
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru