18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей

Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея

Главная выставка 2019 года в главном музее страны. И немудрено: у нас картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — национальная икона. В Эрмитаже до сих пор жалеют, что Николай II перестроил Помпейскую столовую в Зимнем дворце (не путать с существующим Помпеянским залом в Новом Эрмитаже). Поэтому внимание к двум сотням произведений искусства из города, погибшего при извержении Везувия почти 2 тыс. лет назад, обеспечено.

«Много зла свершилось в мире, но мало было такого, что доставило столь великую радость потомкам», — сказал как-то Иоганн Вольфганг Гете о Помпеях. Этот город, погребенный под слоями лавы и пепла вместе с соседними Геркуланумом и Стабиями, открылся миру в середине XVIII века. И продолжает открываться сегодня. Знакомство с выставкой подобно прогулке по древним Помпеям. Вот улицы под названием Боги, Герои и Люди. С ними пересекаются другие — фрески, мозаики, бронза, стекло… На перекрестках-фокусах история и искусство неотделимы друг от друга.

У древних римлян, многое позаимствовавших у еще более древних греков, главный бог, породивший других богов и людей, — Зевс, он же Юпитер. Представлен мраморным бюстом и фреской, где сидит на троне. Изображения богов могли располагаться как в храмах, так и в частных домах. Изящный бронзовый Аполлон происходит из храма его имени. Фреска «Фетида и Гефест» находилась на вилле. Она показывает визит богини в небесный «оборонпром» — получить вне очереди оружие для ее сына Ахилла.

Героев древние римляне любили не меньше богов, особенно после захвата власти Юлием Цезарем. Для выставки отобраны две великолепные фрески: «Геракл и Несс» — о битве героя с подловатым кентавром и «Раненый Эней» — про оказание герою хирургической помощи (имя эскулапа осталось неизвестным).

Промежуточное положение между героями и людьми занимают ВИП-персоны, такие как император Тиберий в виде бронзового бюста или дуумвир, выполнявший функции судьи, Марк Олконий Руф в виде мраморной статуи в рост. За людей отвечают мозаика «Портрет женщины» и фреска «Причесывающаяся женщина», найденная на вилле Ариадны в Стабиях.

Дальше поход по Помпеям ветвится и усложняется. Одним ближе мозаика «Академия Платона», другим — фреска «Актер с маской». Но в любом случае надо посмотреть на сюрреалистическую бронзовую «Божью руку». На зависть Сальвадору Дали она держит на пальцах змею, шишку и еще несколько культовых предметов. Под рубрикой «стекло» непревзойденной остается «Голубая ваза», выполненная в изысканной технике «стекло — камея». Сосуд с изображением сцен сбора богатого урожая винограда был найден в небольшой гробнице в Помпеях в 1837 году.

Предметы, отражающие другие достижения помпейского сельского хозяйства, а также спортивные состязания (мраморный «Копьеносец»), кухонную утварь и оружие гладиаторов оставим для самых выносливых зрителей. Главное в этом проекте — сами древние города, легендарные и живые.


Государственный Эрмитаж
Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей
19 апреля – 23 июня

Материалы по теме:
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+