18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В Петербурге преодолевают страх смерти

№72
Материал из газеты

В Манеже на выставке «Жизнь после жизни» представляют энциклопедию русского искусства за последние 260 лет, где реальные события смешаны с вымышленными историями, переживание темы смерти — с насмешкой над страхом неизбежного конца

ЦВЗ «Манеж» давно задумал проект о том, как преодолеть совершенно естественный для нормального человека страх смерти. Еще летом 2018 года художник Виталий Пушницкий разместил на одной из петербургских улиц баннер «Искусство как способ бессмертия», одновременно отвечая на вопрос о человеческих фобиях и предлагая провокационный способ борьбы с ними. Теперь куратор проекта «Жизнь после жизни», заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж» Елизавета Павлычева пригласила Пушницкого художественным консультантом. При помощи большой команды из 20 российских музеев они отобрали порядка 200 произведений — это живопись, графика, скульптура, созданные петербургскими художниками ни больше ни меньше как за последние 260 лет. То есть вся энциклопедия русского искусства на тему, где реальные события смешаны с вымышленными историями, факты — с легендами и мифами, переживания темы смерти — с насмешкой над страхом неизбежного конца.

На одном полюсе выставки — картина классициста Александра Литовченко «Харон перевозит души умерших через реку Стикс» (1860). Показывая молодые обнаженные тела, художник преодолевает страх смерти изображением красоты. На другом полюсе — голограмма современного художника-некрореалиста Владимира Кустова «Магический квадрат профессора Мишина № 42» (2012). Это и оммаж «Меланхолии» бессмертного Альбрехта Дюрера, и натуралистическая демонстрация разложившейся человеческой головы как знака тленности, и насмешка над изобретателями новых и новых «магических квадратов», словно они могут спасти органическую жизнь от ее естественного финала. Между ними — «Прометей» Григория Михайлова (1839) о вечной жизни и вечных муках, «Иоанн Креститель» (1999) и «Танец Саломеи» (2014) нашего современника Вячеслава Михайлова о трагической смерти библейского персонажа. В общем, любите жизнь, дамы и господа! 

Центральный выставочный зал «Манеж»
Жизнь после жизни
5 апреля – 22 мая

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+