18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Петербурге преодолевают страх смерти

№72
Материал из газеты

В Манеже на выставке «Жизнь после жизни» представляют энциклопедию русского искусства за последние 260 лет, где реальные события смешаны с вымышленными историями, переживание темы смерти — с насмешкой над страхом неизбежного конца

ЦВЗ «Манеж» давно задумал проект о том, как преодолеть совершенно естественный для нормального человека страх смерти. Еще летом 2018 года художник Виталий Пушницкий разместил на одной из петербургских улиц баннер «Искусство как способ бессмертия», одновременно отвечая на вопрос о человеческих фобиях и предлагая провокационный способ борьбы с ними. Теперь куратор проекта «Жизнь после жизни», заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж» Елизавета Павлычева пригласила Пушницкого художественным консультантом. При помощи большой команды из 20 российских музеев они отобрали порядка 200 произведений — это живопись, графика, скульптура, созданные петербургскими художниками ни больше ни меньше как за последние 260 лет. То есть вся энциклопедия русского искусства на тему, где реальные события смешаны с вымышленными историями, факты — с легендами и мифами, переживания темы смерти — с насмешкой над страхом неизбежного конца.

На одном полюсе выставки — картина классициста Александра Литовченко «Харон перевозит души умерших через реку Стикс» (1860). Показывая молодые обнаженные тела, художник преодолевает страх смерти изображением красоты. На другом полюсе — голограмма современного художника-некрореалиста Владимира Кустова «Магический квадрат профессора Мишина № 42» (2012). Это и оммаж «Меланхолии» бессмертного Альбрехта Дюрера, и натуралистическая демонстрация разложившейся человеческой головы как знака тленности, и насмешка над изобретателями новых и новых «магических квадратов», словно они могут спасти органическую жизнь от ее естественного финала. Между ними — «Прометей» Григория Михайлова (1839) о вечной жизни и вечных муках, «Иоанн Креститель» (1999) и «Танец Саломеи» (2014) нашего современника Вячеслава Михайлова о трагической смерти библейского персонажа. В общем, любите жизнь, дамы и господа! 

Центральный выставочный зал «Манеж»
Жизнь после жизни
5 апреля – 22 мая

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+