18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Художник и режиссер Аньес Варда умерла на 91-м году жизни

Варда была знаковой фигурой французской «новой волны», а ее документальный фильм 2017 года, снятый в соавторстве с художником JR, номинировали на премию «Оскар»

Художник и режиссер Аньес Варда умерла от рака в возрасте 90 лет. Об этом сообщило AFP со ссылкой на ее семью и друзей.

Около месяца назад она, выступая на пресс-конференции на Берлинском международном кинофестивале, сказала: «Мне нужно перестать говорить о себе и приготовиться попрощаться, уйти. Необходимо замедлиться, чтобы обрести покой, который мне так нужен». В Берлине она представила вне конкурсной программы свой новый документальный фильм «Варда глазами Аньес» и удостоилась почетной премии «Камера Берлинале».

В 2017 году Варда получила премию «Оскар» за вклад в киноискусство: она была единственным режиссером-женщиной среди кинематографистов французской «новой волны» 1950–1960-х.

Документальный фильм «Лица, деревни» (2017), снятый в соавторстве со стрит-арт-художником JR, в прошлом году был номинирован на премию «Оскар».

Варда родилась в Бельгии, но карьеру начала в Париже, сперва как театральный фотограф. В 1955 году она сняла свой первый фильм «Пуэнт-Курт». Признание Варда получила после снятого в реальном времени фильма «Клео с 5 до 7» (1962), в котором рассказывается история молодой певицы, ждущей результатов анализов на онкологическое заболевание.

Творчество Варда экспонируется по всему миру. В частности, ее персональные выставки проводили такие институции, как Фонд Cartier в Париже в 2006-м, Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA) в 2014-м и парижский Центр Помпиду в 2015 году. Ретроспектива «Три жизни Аньес Варда» откроется в Мультимедиа Арт Музее в Москве 11 апреля.

«На этой выставке вы увидите мое видение поколения мира и любви конца 1960-х в Лос-Анджелесе. Как художник я создаю большие шалаши из 35-миллиметровой пленки — это макеты, дающие представление о том, что может быть построено. Я завершаю свою выставку тремя автопортретами, сделанными, когда мне было 20, 40 и 80 лет», — говорила она о своем московском показе.

Помимо кинематографа, Варда занималась фотографией (можно упомянуть, например, ее черно-белые фотографии Кубы начала 1960-х гг. или более позднюю серию размытых портретов) и создавала скульптурные инсталляции. В числе последних — «Кинохижина: теплица счастья», шалаш, сделанный из 8-миллиметровой пленки с ее фильмом «Счастье» (1964), внутри которого стоят горшки с искусственными подсолнухами. Инсталляция была центральным экспонатом на выставке Варда в парижской Galerie Nathalie Obadia в прошлом году.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+