18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Платье принцессы Маргарет снова вышло в свет 70 лет спустя

№71
Материал из газеты

Ярчайший образец диоровского послевоенного стиля new look можно увидеть на выставке «Дизайнер мечты» в Музее Виктории и Альберта

На празднование своего 21-летия британская принцесса Маргарет, младшая сестра Елизаветы II, могла бы потребовать вечернее платье, расшитое настоящими бриллиантами. Но выбранный ею наряд, который Сесил Битон увековечил на знаменитой фотографии молодой красавицы, был гораздо необычнее. В XXI веке над этим нарядом пришлось потрудиться реставраторам, у которых ушло несколько месяцев на его подготовку к участию в большой выставке «Дизайнер мечты» в лондонском Музее Виктории и Альберта, посвященной легендарному кутюрье Кристиану Диору.

Принцесса Маргарет в шутку говорила, что ее платье покрыто картофельными очистками. На самом деле оно расшито перламутровыми лепестками, стразами, блестками из ламинированного спрессованного желатина и соломы, имитирующей вышивку рафией. «В 1951 году это был очень современный выбор очень современной принцессы, — говорит одна из кураторов выставки Ориол Каллен. — Синтетические материалы дали цвета и эффекты, добиться которых иначе было бы невозможно. Это был очень смелый выбор вечернего платья для такого важного мероприятия».

Платье принцессы Маргарет с пышной юбкой из семи слоев сетки и шелковой органзы служит ярчайшим образцом диоровского стиля «нью-лук», который многие считали возмутительной растратой дефицитных материалов в послевоенный период; некоторые министры призывали газеты не популяризировать его. Но новую моду было не остановить. Богатые стекались в Dior, а к услугам обладателей более скромного достатка были местные портные, старавшиеся скопировать узкие талии и экстравагантные пышные юбки.

Специально для выставки сотрудники Музея Виктории и Альберта вручную создали около 200 манекенов, в число которых вошел и манекен для платья принцессы Маргарет, повторяющий ее стройный силуэт образца 1951 года. В 1968-м она передала платье в коллекцию Музея Лондона, который в то время располагался неподалеку от ее апартаментов в Кенсингтонском дворце. Позднее музей переехал в Барбикан, а сейчас снова готовится к переезду — на этот раз в помещения старого рынка в соседнем Смитфилде, где его коллекция получит больше экспозиционного пространства. Известно, что платье несколько раз отправляли для показа в сторонние институции, но в самом Музее Лондона оно ни разу не выставлялось.

Реставратор текстиля из Музея Лондона Эмили Остин обнаружила свидетельства того, что платье успело поучаствовать в отличных вечеринках. Она провела тончайшую работу, вручную нашив миниатюрные заплатки в местах, где юбка частично оторвалась от пояса, и укрепив отделку там, где нить газовой ткани начала истончаться. «Работать с платьем было очень приятно, — говорит она. — В целом оно было в замечательном состоянии, но на нем оказалось несколько пятен, которые невозможно удалить, не повредив ткань. Это часть его истории».  

Выставка «Кристиан Диор: дизайнер мечты» пользуется феноменальным успехом у посетителей: все билеты были распроданы за 19 дней c момента открытия (2 февраля), и ее уже успели посмотреть 121 566 человек. В связи с этим Музей Виктории и Альберта решил продлить блокбастер на семь недель, до 1 сентября (изначально выставка должна была работать до 14 июля). Дополнительные билеты уже поступили в продажу на сайте музея.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+