18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Венецианская биеннале объявила программу

В основном проекте биеннале «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» куратора Ральфа Ругоффа участвует 79 художников, но россиян среди них нет — впервые за последние годы

В числе звездных имен главной выставки 58-й Венецианской биеннале — портретист-сатирик Джордж Кондо, Кристиан Марклей, чьи «Часы» шли в «Гараже» и Тейт Модерн, а также Томас Сарасено (его большой проект только что показывали в Пале-де-Токио в Париже). В подавляющем большинстве участники биеннале — это поколение молодых, 30–40-летних художников, причем с успешной международной карьерой. Как, например, Шилпа Гупта, выставка которой «Мой Восток — это твой Запад» стала одной из самых запоминающихся на позапрошлой биеннале. Параллельно с представлением проекта президент Венецианской биеннале Паоло Баратта поделился любопытной статистикой: более половины посетителей последней оказались моложе 26 лет (а в общей сложности прошлую выставку Viva arte viva посмотрели рекордные 615 тыс. зрителей). 

Выставка, названием которой Ругофф выбрал псевдокитайское изречение “May you live in interesting times” (аналогично русскому «не дай вам бог жить в эпоху перемен»), займет Центральный павильон в садах Джардини и продолжится в Арсенале. По словам куратора, искусство хотя и не может препятствовать появлению и развитию национализма и авторитаризма, тем не менее способно быть в некотором смысле проводником в том, как в нынешнюю «эпоху перемен» жить и думать. 

«Выставка определит общие подходы к созданию искусства и его социальную функцию и как удовольствия, и как способа критического мышления. Здесь объединятся художники, которые бросают вызов привычному и открывают для нас новые возможности интерпретации объектов, образов и ситуаций, — искусство такого рода проистекает из практики развития множества точек зрения», — заявил Ругофф в своем кураторском послании. 

Мы писали, что куратором выставки в павильоне России (всего же участников из разных стран будет 90) стал Государственный Эрмитаж, который ранее значился партнером павильона. Однако сейчас организаторы биеннале обозначили это так: «Михаил Пиотровский, Государственный Эрмитаж». В национальной выставке «Евангелие от Луки 15:11–32» участвуют режиссер Александр Сокуров в соавторстве со студентами Института им. Репина и художник Александр Шишкин-Хокусай. Воплощением концепции художника займутся мастерские Большого драматического театра им. Товстоногова, как рассказал его художественный руководитель Андрей Могучий (Шишкин-Хокусай был в театре художником-постановщиком нескольких спектаклей). 

На Венецианской биеннале в этом году отметятся и другие большие российские музеи. ГМИИ им. Пушкина и Stella Art Foundation везут проект «В конце пребывает начало…» в церковь Сан-Фантин. Государственная Третьяковская галерея в Ка’Фоскари покажет выставку «Гелий Коржев. Возвращение в Венецию» (художник участвовал в биеннале в начале 1960-х годов, когда его работы были включены в советскую групповую выставку в нашем павильоне). 

Ближайшая, 58-я Венецианская биеннале пройдет с 11 мая по 24 ноября этого года. Обладателей золотого и серебряного «львов» объявят в первый день работы выставок для публики. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+