The Art Newspaper Russia
Поиск

Путеводитель по московскому метро

Метрополитен был придуман, чтобы сэкономить время пассажиров, но новый архитектурный гид предлагает оставаться в столичной подземке как можно дольше

Путеводители по московскому метро не поспевают за его строительством. В недавно вышедшей книге «Московское метро: архитектурный гид» на схеме, в сложенном виде образующей обложку, новая хорда «Деловой центр» — «Савеловская» еще намечена пунктиром, да и заканчивается на станции «Петровский парк». Нет ни открытой в декабре 2017-го станции «Ховрино», конечной на зеленой Замоскворецкой линии, ни строящейся за ней «Беломорской». Но окружье Московского центрального кольца (МЦК) на плане есть. 

Имеет ли это значение, если актуальная схема всегда найдется в смартфоне? Все же приятно иметь ее под рукой в путеводителе. Впрочем, задачи архитектурного гида выходят далеко за рамки навигатора. 

Это отнюдь не первый путеводитель по столичной подземке. Из предыдущих удачных опытов можно вспомнить гид Егора Ларичева и Анастасии Углик (М., «Книги WAM», 2007). Вышедший на русском и английском, продававшийся за 100 руб., он соединял функциональность информационного справочника с рассказом об истории архитектурных проектов. И что важно — наряду с «преданьями старины глубокой» упоминал о новой мифологии большого города, связанной с метро. Вроде студенческой приметы, отправляясь на экзамен, погладить нос бронзового пса, сидящего у ног пограничника в скульптурном ансамбле Матвея Манизера на станции «Площадь Революции», — на счастье, чтоб выученный билет достался.

Нынешний путеводитель достоинствами предыдущего не обделен. И микшированный жанр «архитектурного гида» вполне оправдывает. Хотите узнать, чем станции глубокого и мелкого заложения отличаются и какими они бывают, — читайте «Как устроено метро…». Хотите про ар-деко, советскую неоклассику, сталинский ампир, модернизм иль постмодерн в архитектуре станций — пожалуйста, глава «Стили…». Можно узнать и об архитекторах со скульпторами, благодаря которым наше метро стало одним из красивейших в мире. Из плюсов книги — рассказ не только о золотом веке первых четырех очередей строительства, но и о недавних станциях, наиболее интересных. «Румянцево» и «Саларьево» стали последними из здесь упомянутых.

Новое издание, пожалуй, первое, которое сделано по модели классического путеводителя по городу. Это тот случай, когда структура книги определяет ее смысл. В городских путеводителях разным цветом выделяются разделы, посвященные историческому центру и новым районам, отдельным кварталам или знаменитым улицам. Вот и здесь главы о каждой ветке метро выделены своим цветом. Внутри них мини-главки с рассказами о самых известных «дворцах для пролетариата» или новых станциях, отдающих дань уважения Мондриану и Малевичу. В результате метро предстает не просто транспортной системой, памятником истории или примером уникальных инженерных решений, а как «другая Москва». Та, в которой можно провести целый день, осматривая достопримечательности.

Хотя путеводители не читают от корки до корки. Они нужны, чтобы человек, оказавшись в чужом городе, во-первых, не заблудился, во-вторых, смог легко выбрать то, что лично ему было бы интересно. Путеводитель по московскому метро не исключение. Впрочем, в нем и столичный старожил может найти много любопытного.

Сжатость, информативность, легкий стиль изложения сочетаются тут с умением автора, Евгении Гершкович, обратить внимание на художественные решения, детали и имена, которые редко попадают в фокус внимания вечно спешащих пассажиров. Например, на мемориальную доску в честь мозаичиста Владимира Фролова (1874–1942), открытую на «Новокузнецкой» весной 2010-го. Этот художник, работавший с Михаилом Нестеровым и Виктором Васнецовым для петербургского Спаса на Крови, сделал мозаичные плафоны по эскизам Александра Дейнеки для станции «Маяковская», а также смальтовые панно на стенах «Автозаводской» плюс мозаичные потолки на «Новокузнецкой». Последние мозаики он в одиночку подбирал в 1942 году в блокадном Ленинграде. Ящики с мозаиками вывозили по Ладоге в Москву под обстрелом; монтировали их уже после смерти художника от голода.

Съемку специально для книги сделал Алексей Народицкий. Фотографии открывают симметрию и перспективу в пространстве станций, подчеркивают красоту архитектурных решений и диалог их создателей с мастерами иных стран и эпох. Кроме общих видов в серию входят фото архитектурных деталей, крупные планы мозаик, съемка арок, скульптур и барельефов. И даже «портрет» раковины древнего моллюска наутилуса, открытого взорам в красно-коричных известняковых плитах на «Добрынинской». 

Просмотры: 5617
Популярные материалы
1
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
2
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
3
Живые картины из всемирной изоляции
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства.
06 апреля 2020
4
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
5
Минкультуры РФ внесло проект постановления о помощи музеям
Государственные и частные музеи и галереи России просят о помощи: снижении плановых показателей и освобождении от налогов.
06 апреля 2020
6
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
7
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
8
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
9
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
10
Мировые бренды присоединились к борьбе с пандемией
Компании переключились на выпуск антисептиков, защитных масок, спецодежды, а также начали производить аппараты ИВЛ и жертвовать крупные суммы больницам и исследователям.
01 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru