18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Штудию Рафаэля к фреске «Афинская школа» приводили в порядок четыре года

№71
Материал из газеты

После выпрямления, укрепления и избавления от грибка картон вернулся на прежнее место, в Амброзианскую пинакотеку, где он теперь экспонируется за гигантской 24-метровой витриной

Самый большой из дошедших до наших дней картонов эпохи Возрождения вернулся в прежнюю экспозицию после четырехлетней реставрации, проведенной при финансовой поддержке Ramo, фирмы покойного предпринимателя и коллекционера графики Джузеппе Раболини. Специалистам даже пришлось использовать подъемный кран, чтобы поднять в один из залов картинной галереи в миланской Амброзианской библиотеке стекло площадью 24 кв. м для гигантской новой витрины, где теперь будет храниться отреставрированный картон Рафаэля «Афинская школа» (около 1508). Посвященный произведению зал также отреставрировали — впервые с 1960-х годов. Работы велись по проекту архитектора Стефано Боэри.

Как правило, на картонах прорисовывают только контуры фигур, чтобы проделать по ним череду отверстий, которые затем затирают углем для переноса рисунка на стену. Картон Рафаэля выделяется на  обычном фоне очень высокой степенью проработанности. Для «Афинской школы», самой знаменитой из четырех фресок, созданных в ватиканской Станце делла Сеньятура (папском рабочем кабинете), художник сделал по сути полноразмерный подготовительный рисунок, чтобы продемонстрировать его своему главному покровителю папе Юлию II. Работу также перфорировали, но только для того, чтобы создать новый картон, который был уничтожен в ходе переноса рисунка на стену.

Реставрация картона велась под надзором специалистов из Музеев Ватикана, римского Высшего института консервации и реставрации и Центра консервации и реставрации при дворце Венария. Две основы, из холста и из бумаги, добавленные к произведению в конце XVIII столетия, после того как Наполеон захватил и вывез его во Францию, в некоторых местах разошлись, что отчасти было связано с заражением грибком. А виниловый клей, использованный в ходе реставрации в 1960-е, привел к частичному искривлению картона. Реставраторы сохранили добавленные в XVIII веке слои и укрепили произведение тремя дополнительными слоями японской бумаги и одним слоем холста, выровняв его поверхность.

Новая витрина будет играть ключевую роль в консервации картона. Она оснащена оборудованием для поддержания оптимального освещения и уровня влажности, что позволяет круглосуточно следить за состоянием экспоната. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+