18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Предсмертная книга Линды Нохлин о теме бедности в искусстве

№70
Материал из газеты

Последняя работа знаменитой Линды Нохлин, историка искусства и арт-критика, исследует визуальные образы нищеты в обществе XIX века и призывает к устранению сегодняшнего неравенства

Нищета, писал в 1840 году французский экономист Эжен Бюре, — это «морально ощутимое состояние бедности». Именно деликатную тему художественного изображения нищеты исследует Линда Нохлин в своей последней книге, отправленной ею издателю всего за несколько дней до смерти. Историк искусства, создатель феминистской арт-критики, автор знаменитого эссе «Почему не было великих художниц?», Нохлин и здесь не предлагает нам прямое иконографическое исследование. Вместо этого она рассматривает изобразительные стратегии, при помощи которых художники во Франции и Великобритании XIX века фиксировали причины и следствия крайней бедности. Автор книги обращается в первую очередь к изображениям, которые отличаются «честностью», «правдивостью» и «прямотой» — эти нравственные ценности связаны с реалистическим искусством.

Книга не только заставляет читателя обратить внимание на заявленную проблему, но и способствует ее пониманию. Прямо с обложки на нас с тоской смотрит женщина с ребенком на руках, фрагмент картины «Бездомные» Фернана Пелеса (1883). Франсиско Гойя, Теодор Жерико, Гюстав Курбе тоже не раз обращались к этой теме. В иллюстрированных изданиях романов Эжена Сю «Парижские тайны» и Виктора Гюго «Отверженные», а также на иллюстрациях Гюстава Доре и Уильяма Бланшара Джерролда к книге последнего «Лондон: паломничество» перед нами предстает целая вереница образов нищих, бродяг и проституток — людей, вытесненных на обочину жизни мощным наступлением всепобеждающей индустриализации. 

Каждая глава посвящена определенному вопросу. В первой, названной «Ирландская парадигма», автор рассматривает тему массового голода в Ирландии в 1845–1849 годах. Масштабы трагедии оказали такое воздействие на европейское общественное сознание, что Ирландия стала считаться воплощением нищеты. Социальная катастрофа 1840-х годов подтолкнула художников к разработке новых изобразительных форм — вслед за «первично документальным» подходом, который предопределил методы фотофиксации бедности на несколько десятилетий вперед.

На примере попрошаек Гойи и экспериментальных литографий Жерико на тему бедности мы видим два противоположных способа изображения нищеты. Если один художник выражает презрение к беднякам, обращаясь к гротеску и не давая каких-либо объяснений, то другой в своих эмпатических работах уделяет пристальное внимание бытовым деталям жизни на дне. А вот фигура нищенки на картине Курбе «Мастерская художника» отодвинута на второй план: это червоточина в зарождающемся художественном либерализме, источник печали в центре аллегорического мира, который создавал великий художник. Обращаясь к социально острым, посвященным городской бедноте Третьей республики картинам Пелеса, которого Нохлин ставит вровень с Эдуардом Мане, Жоржем Сёра и Винсентом ван Гогом, она неожиданно заключает, что «существует множество способов принадлежать своему времени» и изображение погрязших в нищете — один из них.

Далекое от академической нейтральности исследование заставляет вернуться к прежним работам Нохлин, и в то же время этот труд — отражение богатого опыта автора, не чуждавшегося социальных проблем современности: неизбывной бедности в развитых странах или экономической уязвимости женщин У Нохлин была насущная потребность в образах, способных обо всем этом свидетельствовать и побуждать к борьбе с неравенством. Последняя книга автора одновременно становится и последним ее заветом, призывающим соединить исторические исследования с их политическим осознанием. 

Материалы по теме:
Умерла Линда Нохлин
Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+