18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фантазии Лекё наконец нашли своих ценителей

№70
Материал из газеты

Первая выставка, целиком посвященная Жан-Жаку Лекё и его фантазийной архитектуре на бумаге, проходит в парижском Пти-пале

О Жан-Жаке Лекё (1757–1826) известно немного. Родился в Руане, в семье столяра. Работал с местным архитектором, учился рисованию и весьма в этом преуспел. Побывал в Риме, а получив две премии и затем стипендию местной Академии художеств, в 1778 году уехал завоевывать Париж, где представлялся всем как «архитектор Академии наук, литературы и искусств Руана». Но в столице амбициозный провинциал как практикующий архитектор так и не реализовался. А то немногое, что ему удалось построить в окрестностях родного Руана, не сохранилось. 

На жизнь Лекё пришлось зарабатывать то служащим в кадастровой палате, то чиновником по строительству, то геодезистом и картографом. А все свободное время он без устали рисовал, создавая на бумаге вошедшую тогда в моду фантазийную архитектуру. Вероятно, делал он это, рассчитывая уж здесь точно добиться успеха вслед за мэтрами Клодом Никола Леду и Этьеном Луи Булле, главными законодателями моды в этом жанре, который еще называли «говорящей архитектурой», поскольку внешний вид проекта должен был соответствовать его предназначению. 

Но и здесь Лекё постигла неудача. Даже для ценителей жанра его архитектурные фантазии, как памятник Приапу, напоминающий фаллос, ферма в виде гигантской коровы, смешение разных стилей и несоблюдение пропорций, казались экстравагантными и безвкусными. 

Умер Лекё в бедности и безвестности, завещав перед кончиной все свои работы парижской Национальной библиотеке. Вспомнили о нем лишь в первой половине ХХ века модернисты. Особенно он пришелся по душе сюрреалистам и Марселю Дюшану, который был большим поклонником Лекё. Нынешняя выставка — первая, целиком посвященная Жан-Жаку Лекё. Собравшая несколько сотен рисунков и гравюр архитектора-визионера, она ставит своей целью окончательно его реабилитировать, пусть и спустя почти два века после смерти, поставив в один ряд с Леду и Булле. 

Пти-пале
Жан-Жак Лекё
До 31 марта

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+