18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Цензура не дремлет

№70
Материал из газеты

Западные арт-дилеры испытывают на себе гнет китайской цензуры: ни одно произведение невозможно выставить на ярмарке без одобрения властей. Процесс получения разрешения на ввоз длится месяцами, и результаты его всегда непредсказуемы

Ужесточение цензуры в правление председателя КНР Си Цзиньпина — факт, который иностранные галеристы уже не могут игнорировать. Участие в ярмарках в материковом Китае, таких как шанхайские West Bund Art & Design и Art021, превращается для них в многомесячный квест. В беседе с корреспондентом The Art Newspaper западный дилер, пожелавший остаться неназванным, отметил, что, когда он начинал работать в Китае несколько лет назад, ему казалось, что со временем страна станет более либеральной, но не тут-то было. «Каждый год несколько работ не проходят цензуру, их число постоянно растет, и это беспокоит меня».

Западным галереям трудно вести дела из-за китайской бюрократии и разбираться в местных обычаях, поэтому они нанимают специальных сотрудников на должность своего рода культурного проводника. Китайская представительница зарубежной галереи, также пожелавшая остаться анонимной, видит в усилении контроля в последние пять лет, прошедших с тех пор, как главой страны стал Си Цзиньпин, тревожные параллели с «промывкой мозгов» в преддверии китайской «культурной революции». «Появляется огромное количество пропаганды, особенно в Пекине, — отмечает она. — Там, где раньше была реклама, теперь висят лозунги».

Организаторы West Bund Art & Design и Art021 помогают своим зарубежным участникам согласовывать экспонаты с властями. Искусство, ввозимое из-за рубежа, проходит цензуру на двух уровнях. Сначала произведение должно одобрить местное бюро культуры, а затем таможня. Работы, отправленные до получения разрешения (в частности, в связи с тем, что перевозка из Европы или США в Китай занимает много времени), могут быть конфискованы. Китайским художникам и галереям легче: им не приходится иметь дело с таможенниками и только перед крупными выставками нужно получать предварительное разрешение от городского бюро культуры.

Обычно под запрет попадают работы, носящие откровенно сексуальный характер, изображения обнаженной натуры, произведения на религиозные сюжеты и политические темы, которые можно истолковать как критику китайского режима. Галереи должны получать одобрение цензоров даже на книги и каталоги, представленные на стендах. Сотрудник одной из галерей рассказал нам, что видео, в том числе финальные титры, необходимо переводить на китайский язык и направлять властям «вместе с приблизительно двухминутными роликами, составленными из отрывков, взятых из разных частей видео». «Властям предоставляется список всех произведений, которые вы планируете показать, с описаниями, изображениями и биографиями художников», — признает один из основателей ярмарки Art021 Бао Ифэн. По его словам, процесс получения разрешения занимает около трех месяцев. Кроме того, сама ярмарка цензурирует произведения еще до официальной цензуры. «Если мы увидим потенциально проблемную работу, мы обсудим ее с галереей. Наша ярмарка открыта для посетителей всех возрастов, от взрослых до детей, так что мы не хотим, чтобы на ней появлялись изображения полностью обнаженных людей», — говорит Бао и добавляет, что «цензура есть в любой стране, даже в Америке, просто, может быть, не в официальном виде».

Китайские галереи освобождены от этой процедуры, но, по словам Бао, «представители бюро культуры приходят осматривать ярмарку, иногда инкогнито».

Решения цензоров непредсказуемы и зачастую зависят от их личного вкуса; причину отказа власти не раскрывают. Четких правил нет. Во время Шанхайской недели искусств некоторые местные галереи демонстрировали в собственных пространствах и на ярмарках довольно провокационные работы. Никто из них не согласился дать комментарий под запись, но некоторые высказали предположение, что власти попросту не заметили «крамолу».

А вот на большой ретроспективе Луиз Буржуа в музее «Лун» цензура запретила к показу шесть работ. В их число вошли «Башня-лабиринт», которую куратор Филип Ларратт-Смит описал как «абстрактную скульптуру, закручивающуюся вокруг самой себя», и «Эскиз с натуры» (1984) — «скульптура из голубой резины, изображающая тело собаки со множеством грудей и мужскими гениталиями».

Список художников Шанхайской биеннале, открывшейся в ноябре 2018 года, объявили только во время пресс-показа, поскольку заявленные проекты должны были сначала получить одобрение Бюро по делам культуры, и лишь после этого можно было начинать их изготовление. «Большая часть разрешений была получена только в конце октября — слишком поздно, чтобы успеть объявить участников до открытия», — говорит куратор Куаутемок Медина. По его словам, работа цензоров «непрозрачна», а заявки на одобрение трети из 60 проектов пришлось подавать повторно, некоторые даже по три раза. Однако на удивление большое число неприкрыто политических произведений цензуру прошло. «Шанхайская биеннале в некотором роде определяет границы допустимого в сфере искусства в Китае… — считает Медина. — Некоторые, даже очень радикальные, работы не тронули». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+